Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Япония в послевоенные годы - презентация Япония после войны презентация
  • Сбор денег с помощью краудфандинга: как это работает?
  • Квартира по социальной ипотеке — виды, правила покупки, условия и требования Соц ипотека бюджет в контакте
  • Социальная ипотека - кому положена
  • Управляющая компания «Мир
  • Порядок приватизации чердака над квартирой
  • Самая большая демографическая нагрузка в мире. Демографическая ситуация в мире

    Самая большая демографическая нагрузка в мире. Демографическая ситуация в мире

    Общие эффективные коэффициенты демографической нагрузки в России (2016 год) и в европейских странах (2015), в %. Источник: Институт экономики роста, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

    Демографическая ситуация в России не так плоха, как преподносят чиновники, говоря о «давлении» пенсионеров на экономику. На это указывают в Институте экономики роста им. Столыпина. По его данным, демографическая нагрузка на экономику РФ сейчас ниже, чем в других странах. «Столыпинцы» считают, что настоящая проблема для России - не пенсионеры, а «низкий уровень жизни и неприемлемое отношение властей к социальной сфере».

    В правительстве повышение пенсионного возраста не обсуждается, и никаких прогнозов с этой мерой не существует, заявила вице-премьер Ольга Голодец, отвечая на вопрос об увеличении пенсионного возраста с 2020 года, заложенном в прогнозе Внешэкономбанка.

    Днем ранее Интерфакс сообщил, что Внешэкономбанк опубликовал прогноз, по базовому варианту которого с 2020-го в стране начнется повышение пенсионного возраста на полгода в год.

    Но какими бы ни были официальные заявления чиновников, нет стопроцентной гарантии, что эта мера не ляжет в основу будущей экономической стратегии. Поэтому Институт Столыпина предостерегает от «бухгалтерского подхода» к пенсионной системе. Вчера он опубликовал доклад о демографический политике, который начинается с громкого заявления: «Сегодня в России нет проблемы высокой демографической нагрузки на экономику».

    Авторы доклада отмечают, что при анализе демографической нагрузки акцент, как правило, делается на динамику численности населения в трудоспособном возрасте. Однако, по их мнению, это не совсем корректно, потому что игнорируется, что среди населения нетрудоспособных возрастов есть занятые, а среди трудоспособных граждан встречаются иждивенцы.

    Поэтому исследователи предлагают другой индикатор – эффективные коэффициенты демографической нагрузки, «определяемые как соотношение иждивенцев разных возрастных групп и совокупной численности занятых». Эти коэффициенты показывают, «сколько людей в среднем, не считая себя, обеспечивает один занятый».

    «Сейчас демографическая нагрузка на экономику существенно ниже, чем в большинстве других стран, – уверяют в Институте Столыпина. – В 2016-м общий эффективный коэффициент демографической нагрузки в России составил 102,6%: 43,2 процентных пункта (п.п.) приходилось на население в возрасте до 20 лет; 19,5 п.п. – на мужчин/женщин в возрасте 20–59/54 лет и 39,9 п.п. – на мужчин/женщин в возрасте 60/55 лет и старше».

    «Коэффициент демографической нагрузки, равный 102,6%, означает, что численность иждивенцев на 2,6% больше, чем численность занятых», – пояснил вчера «НГ» ведущий экономист Института экономики роста Артем Прокопец. «Международные сопоставления показывают, что уровень демографической нагрузки на экономику России относительно невелик», – отмечают «столыпинцы».

    Несмотря на то что официально власти как будто открещиваются от решений, связанных с пенсионным возрастом, на самом деле структуры, близкие к профильным ведомствам, уже не первый год разрабатывают теоретическую базу для этой меры. Их главный аргумент – как раз растущее «давление» пенсионеров на экономику. Именно этот аргумент и пытаются опровергнуть в Институте Столыпина.

    Так, в прошлом году специалисты Экономической экспертной группы, работающей в тесном контакте с Минфином, подсчитали, что «к 2030 году дефицит работников на рынке труда составит 2,1–3,8 млн человек», поэтому надо поднять пенсионный возраст (см. ).

    «Мы перешли к тренду непрерывного снижения численности трудоспособного населения. В стране, где действует такой тренд, очень сложно начать экономический рост», – заявлял глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. «В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет. Но это лишь вариант для расчета», – уточнял он (см. , ).

    Некоторые министры тоже торопили с повышением пенсионного возраста. «Эксперты рекомендуют нам увеличивать возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин», – говорил в 2015 году глава Минфина Антон Силуанов. Он уточнял, что с экономической точки зрения «чем быстрее этот вопрос решим, тем лучше будет как для экономики, так и для бюджета».

    Специалисты Института Столыпина признают, что рост демографической нагрузки продолжится, при этом произойдет изменение возрастной структуры: «В 2025-м, как ожидается, демографическая нагрузка пожилыми впервые превысит демографическую нагрузку молодежью».

    Уточним: по данным Росстата, это уже произошло. По среднему варианту прогноза статистического ведомства, в 2018-м на 1000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 775 нетрудоспособных, из них 320 – граждане моложе трудоспособного возраста, 455 – старше.

    Но «столыпинцы» уверены, что все это не повлечет за собой экстраординарных проблем, потому что также будет расти производительность труда: «Возросшая производительность труда позволит перераспределять в пользу иждивенцев большую долю ресурсов, качественно не снижая уровень жизни занятых». Правда, пока, по данным доклада, Россия по производительности труда «в 2–3 раза» отстает от развитых государств, входящих в Организацию стран экономического сотрудничества и развития.

    Надежду на рост производительности труда Артем Прокопец объяснил большим потенциалом России и реализацией майских указов президента, по которым в стране должно быть создано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.

    В институте подчеркивают, что «проблема пенсионной нагрузки на экономику – частный случай, и ее решение связано с поиском наиболее эффективных способов перераспределения ресурсов», а вовсе не с повышением пенсионного возраста в условиях, когда в России, по данным доклада, «40% мужчин умирает в трудоспособном возрасте».

    «Корень проблем не в демографии, а в низком уровне жизни и неприемлемом отношении властей к социальной сфере», – указывают «столыпинцы». «Расходы бюджета на социальную сферу воспринимаются государством как безвозвратные субсидии, а не как инвестиции в человеческий капитал, в граждан, а значит в экономический рост и будущее страны», – считают авторы доклада.

    Помимо этого Прокопец упоминает такие актуальные проблемы, как теневой сектор, а также «неэффективность и непрозрачность систем пенсионного, социального и медицинского обеспечения». По его словам, «проблема демографической нагрузки на экономику действительно преувеличена».

    В докладе «столыпинцев» в качестве примера недостаточных социальных расходов приводится ситуация в здравоохранении: «По уровню расходов на здравоохранение Россия драматически отстает от развитых стран. Необходимо увеличение с 6 до 9% ВВП. В расчете на одного человека необходимо увеличение минимум в пять раз». «Проблемы в здравоохранении также связаны с тем, что эта отрасль зачастую не привлекательна для новых хорошо образованных кадров, что напрямую влияет на качество оказываемых медицинских услуг», – указывают авторы. Исследователи обращают внимание, что сомнительна даже сама попытка привязать зарплаты врачей к средней по экономике, потому что в целом зарплаты в России «существенно ниже, чем в развитых странах и даже в странах бывшего социалистического блока».

    Часть опрошенных экспертов указывают, что применять международные рецепты к российской ситуации действительно сложно. «Проблема в том, что российская модель старения населения имеет существенные отличия от модели развитых стран, – говорит доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев. – Основные отличия заключаются в том, что в России старение обеспечивают низкая рождаемость и высокая смертность населения трудоспособного и молодого возрастов. В то время как в экономически развитых странах старение населения происходит за счет увеличения продолжительности жизни».

    Некоторые выводы доклада Института Столыпина не нашли поддержки у профильных ведомств. Например, Минздрав откликнулся на часть, посвященную здравоохранению. «Основными показателями эффективности работы системы здравоохранения являются ожидаемая продолжительность жизни и уровень смертности. За 12 месяцев 2017-го смертность населения от всех основных причин достигла 12,4 на 1 тыс. человек, что на 6,8% ниже, чем в 2012-м. Кроме того, ожидаемая продолжительность жизни за тот же период увеличилась на 2,5 года и составляет рекордные 72,7 лет, – сообщили вчера «НГ» в пресс-службе Минздрава. – Что касается вопросов финансирования здравоохранения, то расходы из федерального бюджета с 2001 по 2016 год увеличились в 22 раза, расходы за счет средств обязательного медицинского страхования – в 17,1 раза, расходы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ – в 3,8 раза. Это позволило не только не снизить объемы медицинской помощи, оказываемой гражданам на бесплатной основе, но и существенно повысить доступность медицинской помощи».

    В ведомстве сообщили об успешном выполнении майских указов по повышению зарплат и о росте популярности профессии врача среди населения. По данным Минздрава, «за время реализации мероприятий по повышению заработной платы медицинских работников с 2012 по 2017 год среднемесячная зарплата врачей увеличилась на 65,6% до 56,4 тыс. руб., среднего медицинского персонала на 56,4% до 30,2 тыс. руб., наибольшее увеличение по младшему медицинскому персоналу – 104,2% до 21,4 тыс. руб.».

    В менее развитых регионах мира демографическая нагрузка на 100 человек 15-64 лет более значительна, а экономическая активность пожилого населения выше

    По мере старения населения изменяется значение коэффициентов демографической нагрузки и соотношение нагрузки детьми и пожилыми на население трудоспособного возраста (иначе говоря, иждивенцев на потенциальных работников). В 2007 году на 100 человек 15-64 лет приходилось в целом по миру 42 ребенка в возрасте до 15 лет и 12 человек 65 лет и старше (рис. 9). Наиболее высокой была демографическая нагрузка на население рабочих возрастов в наименее развитых странах, прежде всего, за счет значительной нагрузки детьми. В более развитых регионах, переживающих период "окна демографических возможностей" ("демографического дивиденда") общая демографическая нагрузка была в 1,7 раза ниже, при этом нагрузка детьми была втрое ниже, а нагрузка пожилыми - почти вчетверо больше. В Европе демографическая нагрузка пожилыми уже превысила демографическую нагрузку детьми и в ближайшие годы будет быстро увеличиваться.

    Рисунок 9. Коэффициенты демографической нагрузки по основным регионам мира, 2007 год, детей в возрасте 0-14 лет и пожилых 65 лет и старше в расчете на 100 человек 15-64 лет

    Помимо коэффициента демографической нагрузки пожилыми людьми может быть рассмотрено обратное соотношение - людей в возрасте от 15 до 64 лет и в возрасте 65 лет и старше, показывающее, сколько лиц трудоспособного возраста приходится на одного пожилого человека (коэффициент потенциальной поддержки). По мере старения населения коэффициент потенциальной поддержки, как правило, снижается. За период с 1950 года по 2007 год он сократился в целом по миру с 12 до 9 лиц трудоспособного возраста на одного человека в возрасте 65 лет и старше. Согласно прогнозам, коэффициент потенциальной поддержки продолжит снижаться еще больше, составив к 2050 году 4 человека трудоспособного возраста на одного пожилого человека. Снижение коэффициентов потенциальной поддержки имеет важные последствия для механизмов социального обеспечения, в частности для пенсионных систем, в соответствии с которыми выплата пенсий производится за счет налогообложения работающих.

    В более развитых странах этот коэффициент уже сейчас лишь немногим превышает 4, а в наименее развитых -11 (рис. 10).

    Поскольку здоровье пожилых людей с увеличением возраста, как правило, ухудшается, по мере старения населения растет и спрос на услуги по долговременному уходу за престарелыми. Для оценки этого процесса используется коэффициент поддержки родителей (соотношение числа людей в возрасте 85 лет и старше и их "детей" - людей в возрасте от 50 до 64 лет), позволяющий оценить масштабы потенциальной поддержки, которую могут оказывать пожилым членам семьи их ближайшие родственники. В 1950 году на каждые 100 человек в возрасте от 50 до 64 лет в целом по миру приходилось менее 2 человек в возрасте 85 лет и старше. Сейчас это число несколько превышает 4, а к 2050 году достигнет 12. Это означает, что потенциальная нагрузка на людей, которые сами уже перешагнули рубеж среднего возраста, по выполнению обязанностей по уходу за своими престарелыми родственниками увеличится втрое. В более развитых странах значение этого коэффициента уже сейчас составляет 9, а Северной Америке - почти 10, тогда как в Африке и в группе наименее развитых стран мира - менее 2 человек 85 лет и старше на 100 человек 50-64 лет (рис. 10).

    Рисунок 10. Коэффициент потенциальной поддержки (число лиц трудоспособного возраста на 1 пожилого человека) и нагрузка пожилыми родителями (число лиц 85 лет и старше на 100 человек 50-64 лет) по основным регионам мира, 2007 год

    Население стран мира заметно различается по возрасту фактического прекращения экономической активности. В странах с высоким уровнем среднедушевого дохода пожилые люди выходят на пенсию, как правило, раньше и, соответственно, в этих странах ниже показатели участия пожилых на рынке труда. Так, в более развитых регионах экономическая активность мужчин в возрасте 65 лет и старше составляет лишь 13%, тогда как в менее развитых регионах она достигает 39%. Аналогичные различия прослеживаются и среди женщин. В более развитых регионах мира экономически активны 7% пожилых женщин, а в менее развитых регионах - 15%. В менее развитых странах пожилые люди продолжают трудиться дольше в силу ограниченности охвата пенсионными программами и сравнительно небольшого размера пенсионных пособий.

    В большинстве стран возраст выхода на пенсию (так называемый пенсионный возраст), при наступлении которого пенсия выплачивается в полном размере при условии выработки минимального пенсионного стажа, установлен одинаковым для женщин и мужчин. Однако во многих странах женщины имеют право на полное пенсионное обеспечение в более молодом, по сравнению с мужчинами, возрасте, хотя показатели дожития до возрастов 60 лет и старше у женщин выше, чем у мужчин.

    В связи с развитием системы социального обеспечения, экономическая занятость мужчин старших возрастов в США и многих других индустриально развитых стран снижалась с 1970-х до середины 1990-х годов. С конца 1990-х годов занятость мужчин 50 лет и старше стала возрастать в США и стабилизировалась в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) из-за изменений, введенных в систему общественного и частного пенсионного обеспечения. Тенденции экономической занятости женщин были несколько иными - она возрастала с 1970-х годов во всех возрастах до 60 лет.

    В настоящее время экономическая активность населения старших рабочих возрастов не очень высока, а после достижения возраста 65 лет резко снижается, особенно странах с хорошим социальным обеспечением (рис. 11). Однако, судя по данным некоторых исследований, работники далеко не всегда хорошо информированы о двух основных источниках их обеспечения после ухода с рынка труда: социальных пособиях и пенсиях, плохо представляют, какие виды пособий и пенсий и в каком размере они будут получать. Финансовые аспекты принятия верного решения об уходе с рынка труда требуют сбора и анализа широкого круга информации о социальном и пенсионном обеспечении, инфляции, процентных ставках и т.п. Финансовая неграмотность в большей степени характерна для пожилых женщин. А в наименее развитых регионах по-прежнему остро стоит проблема неграмотности пожилого населения. По оценкам, в развивающихся странах свыше половины населения в возрасте 65 лет и старше в настоящее время не владеют грамотой. Лишь около трети пожилых женщин и примерно три пятых пожилых мужчин владеют элементарными навыками чтения и письма.

    В ближайшие годы численность экономически занятых в возрасте 55 лет и старше, несомненно, возрастет. Помимо роста абсолютной численности этой группы населения, свою роль сыграет и более поздний уход с рынка труда в связи с практически неизбежными изменениями в системе социально и пенсионного обеспечения (повышение возраста, начиная с которого предоставляется социальное обеспечение; все большая замена системы пособий системой накоплений за счет взносов и отчислений за период экономической активности). Данные выборочных обследования также свидетельствуют, что сейчас 50-летние намерены работать дольше, чем люди того же возраста в начале 1990-х годов.

    Рисунок 11. Экономическая активность населения старших возрастных групп в некоторых странах мира, 2006 годы, %

    Источники :
    United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
    World Population Ageing 2007. - http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2007/wpp2007.htm ;
    Population Reference Bureau.
    Older Workers and Retirement Issue 12, June 2008 Today"s Research on Aging.

    НАГРУЗКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, обобщённая количеств. характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводит. нас. Определяется разл. соотношениями числ. укрупнённых возрастных групп: детей (0-14 лет), пожилых и старых (60 лет и старше), трудоспособных (условно 15-59 лет). Иногда применяется для косвенной оценки соотношения производит. и непроизводит. групп нас. Близость расчётов Н. д. к реальному соотношению зависит от степени участия этих групп нас. в обществ. произ-ве.

    Различают следующие показатели Н. д.: отношение общего числа детей и стариков к числу людей трудоспоеобного возраста; отношение числа стариков или числа детей к числу взрослых (первое соотношение находит практич. применение при расчетах фонда пенсий по старости); отношение числа стариков к числу детей (служит гл. обр. для оценки степени старения нас., но применяется редко).

    Одним из первых концепцию Н. д. изложил в 1913 К. Балодис. В дальнейшем вычисление показателей Н. д. было обусловлено нарастающим процессом старения нас., в условиях к-poгo Н. д. связывалась с его экон. последствиями. При этом предлагались разл. классификации укрупнённых возрастных групп, различающиеся границами производит. возраста: 20-59 лет, 15-64 года и др. В СССР наибольшее распространение получили показатели Н. д., в к-рых трудоспособные контингенты определяются в соответствии с трудовым законодательством: 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин. В нек-рых случаях для всего нас. её рассчитывают для возраста 16- 59 лет.


    Динамика демографической нагрузки в СССР

    Согласно приведённым данным, Н. д. в СССР в 1970 определялась пропорцией 54:100:21.

    На основании возрастных норм произ-ва и потребления в 1970-х гг. были проведены экон. расчёты ср. расходов на содержание детей и стариков по отношению к одному трудоспособному. Благодаря работам венг. демографа Э. Валковича вычисления Н. д. трансформировались в системное изложение экон. характеристик произ-ва и потребления нас., а отсюда в показатели "рентабельности поколений". При этом был разработан соответствующий методич. аппарат экон. возрастных пирамид. В СССР показатели возрастной производительности и потребления нас. исчислены для Латв. ССР (1975). Т. о., Н. д. тесно связана с экон. нагрузкой, изучение к-рой положило начало развитию экономической демографии.

    Данные о Н. д., полученные в результате перспективных расчётов числ. и состава нас., используются в планировании при разработке мероприятий по социальному обеспечению и рациональному использованию трудовых ресурсов.

    [Валкович Э.], Экономические возрастные пирамиды, в кн.: Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М., 1974, с. 197 - 214; Звидриня М. А., Составление экономических возрастных пирамид населения Латвийской ССР, в кн.; Вопросы статистики. Проблемы уровня жизни и демографии, Рига, 1977; Никитенко В. В., Демографический анализ поколений, М.. 1979; Ваllоd С., Grundriss der Statistik, В., 1913.

    С. И. Пирожков.


    Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

    Россиянские власти неустанно жалуются на то, что в РФ сложилась тяжелая демографическая ситуация, когда стариков слишком много, и они буквально “давят” на экономику. Этим доводом “кремлевские” оправдывают проталкиваемое ими повышение пенсионного возраста. Однако же реально проблема старения населения в РФ стоит далеко не так остро, как во многих других странах. На самом деле, настоящая проблема для РФ – вовсе не пенсионеры, а отношение к ним со стороны власти, а также крайне низкий уровень жизни населения в целом.

    Внешэкономбанк опубликовал прогноз, по базовому варианту которого с 2020-го в РФ начнется повышение пенсионного возраста на полгода в год. Чиновники из Минфина говорят о такой “необходимости” уже давно. Так, в прошлом году специалисты экономической экспертной группы, работающей в тесном контакте с Минфином, подсчитали, что “к 2030 году дефицит работников на рынке труда составит 2,1–3,8 миллиона человек”, поэтому якобы надо поднять пенсионный возраст. Между тем, сейчас в РФ демографическая нагрузка на экономику существенно ниже, чем в большинстве зарубежных государств.

    В 2016-м году общий эффективный коэффициент демографической нагрузки, по данным экспертов, в РФ составил 102,6%: численность иждивенцев на 2,6% больше, чем численность занятых. При этом значительная часть этих иждивенцев – вовсе не старики, а вполне себе молодые “пенсионеры” МВД, прокуратуры, ФСБ, МЧС и прочих множащихся в РФ силовых структур. Отдельная история – огромные пенсии чиновников, причем даже не самого высокого ранга. При таких затратах россиянский бюджет, разумеется, будет испытывать трудности, однако же об увеличении пенсионного возраста для силовиков речи в РФ, как всегда, не идет. О сокращении размера их пенсий, а также пенсий чиновников тоже. Решать проблему власти намереваются исключительно за счет самых нищих и незащищенных слоев населения.

    Повышение пенсионного возраста в условиях, когда в РФ, по данным экспертов, “40% мужчин умирает в трудоспособном возрасте”, настоящее преступление, но это власти не беспокоит. Расходы бюджета на социальную сферу воспринимаются ими как выброшенные на ветер деньги, а вовсе не как инвестиции в человеческий капитал, в граждан, а значит в экономический рост и будущее страны.

    По уровню расходов на здравоохранение РФ серьезно отстает от развитых стран. А сама профессия врача уже давно стала непрестижной, так что работать в сферу медицины все чаще идут вовсе не по призванию. И эта ситуация очень серьезно влияет как раз на россиянскую демографию. В РФ старение населения обеспечивают низкая рождаемость и высокая смертность населения трудоспособного и молодого возрастов. В то время как в экономически развитых странах старение населения происходит за счет увеличения продолжительности жизни.

    Кремлевские придерживаются единственной “стабильной” политики в отношении населения страны, цель которой – ограбить нищих и обогатить богатых. Поэтому корень всех россиянских проблем вовсе не в демографии.

    Демография - наука о народонаселении . Население мира - это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

    Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

    Изучением народонаселения занимается демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

    Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел демографический взрыв - бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

    Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

    Предполагают, что население сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является .

    В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

    Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

    Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

    Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

    Для решения проблемы снижения численности населения в государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

    Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.