Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Виды объектов строительства Виды недвижимости в России
  • Во-первых, при наличии международной торговли жители каждой страны Япония где земля достаточно дефицитный
  • Если товар превращается в материалы
  • «Коронный номер мистера Х» Дарья Донцова Читать полностью коронный номер мистера х
  • Поле «Представляется в налоговый орган»
  • Будут ли у вас большие деньги?
  • Расценки по видам работ с расшифровкой. Что такое ТЕРы? Отличие расценок тер от фер

    Расценки по видам работ с расшифровкой. Что такое ТЕРы? Отличие расценок тер от фер

    Чем отличается база ТСН от ФЕР?

    Очень часто поступает вопрос о том, чем же отличается база ФЕР от ТСН? Помимо «внешнего» отличия о котором все говорят, есть ещё несколько.

    На данный момент существует множество редакций базы ФЕР, но с 28 апреля 2017 года начнет действовать новая нормативная база так называемая «ФЕР редакции 2017 года » (подробнее о приключениях этой базы можно прочитать ) и база ТСН Москва с дополнением 43. .

    Начнем с уровня использования нормативной базы.

    База ФЕР 2017 используется для расчета смет с привлечением средств федерального бюджета, а база ТСН - для средств регионального бюджета г.Москва, но обе базы не имеют ограничения на использование для составления коммерческих смет. Разработчики нормативных баз так же разные, информацию о вводе в действие данных нормативов можно найти в реестре на сайте .

    Обратимся к ее внешнему виду:

    Так выглядит база ФЕР. Мы видим «привычные глазу» шифры расценок.

    И совсем отличный от него шифр расценок ТСН Москва, содержащий номер главы (первая цифра до точки).


    Исходя из разницы шифров можно сделать вывод о невозможности автоматического пересчета из одной базы в другую.

    Как мы видим, состав строительных работ примерно одинаков судя по оглавлению, но это не значит, что стоимости будут так же одинаковы. Но нормы трудозатрат, стоимости работ в базовом и текущем уровне отличаются очень существенно. Кроме этого в самой базе ТСН-Москва существуют расценки, отсутствующие в базе ФЕР, примером может служить следующий скриншот – расценки на оформлению города.


    Также в нормативной базе ТСН Москва существуют отдельные сборники в текущем уровне цен.


    Хотелось бы так же отметить «открытые расценки» в базе ТСН Москва – неучтенные ресурсы в данной базе отображаются с кодом ОКП.

    ОКП – общероссийский кодификатор продукции. По этому классификатору появляется упрощается выбор материалов, неучтенных в расценке.


    Кроме того еще одной отличительной чертой является способ расчета перевозки грузов и строительного мусора. В базе ТСН перевозка мусора и грунта относится на прочие затраты и не попадает в СМР, а в перечне прочих работ и затрат для базы ФЕР перевозки нет, соответственно это СМР.

    Расчет перебазировки техники в базе ТСН вынесен отдельными расценками. Тогда как в базе ФЕР - Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.

    В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин превышают 10 %, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.

    Давайте рассмотрим различие в начислении накладных расходов и сметной прибыли. Для базы ТСН рассчитаны разные НР и СП для ремонтных и строительных работ в текущем уровне цен с учетом всех возможных коэффициентов и содержатся в индексах.


    Начисление НР и СП производится раздельно от заработной платы основных рабочих и заработной платы механизаторов.

    Накладные расходы и сметную прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, следует принимать по нормам, введенным в действие с 01.01.2017 года приказом Москомэкспертизы от 26.12.2016 г. № МКЭ-ОД/16-73.

    Накладные расходы и сметная прибыль по эксплуатации строительных машин и механизмов определяются соответственно в размере 98% и 69% от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Нормативы НР и СП для зарплаты машинистов одинаковы для всех расценок.


    А для базы ФЕР мы используем значение НР и СП из МДС с учетом коэффициентов из писем Минрегиона. Соответсвенно для базы ТСН нет необходимости вычитывать кипы писем про правила начисления, округления и приенения коэффициентов, как в базе ФЕР, что значительно упрощает расчет.

    Доступно о ТЕРах

    Под ТЕРами (территориальными сметными нормативами) подразумеваются сметные нормативы, которые содержат расценки на выполнение строительные работ в пределах территории субъектов Российской Федерации. ТЕРы дают возможность определять необходимые объёмы затрат материалов, либо других рабочих ресурсов, необходимых для выполнения того или иного вида работы. Данные нормативы позволяют находить наиболее оптимальные проектные решения с точки зрения экономии. Таким образом, ТЕРы главным образом рассчитаны на экономию и оптимизацию строительных работ.

    Почему территориальные расценки?

    Территориальные сметные расценки получили своё название ввиду того, что могут применяться только на определённой территории и только там могут иметь свою юридическую и фактическую силу.

    Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?

    Территориальные сметные нормативы рассчитаны на использование в определённом регионе Российской Федерации. С одной стороны может показаться, что такое разделение бессмысленно, однако, с экономической точки зрения того или иного региона, взгляд на одну и ту же стройку может быть совершенно разным. Такие факторы, как стоимость материалов, сроки и расценки на доставку, заработная плата строителей и т.д. в конечном итоге влияют на конечную стоимость. Соответственно, на Юге России расценки могут значительно отличаться от расценок на Севере. Именно с целью разумного ценового разграничения и были созданы территориальные еденичные расценки. В том случае, если для региона, в котором выполняются работы, расценки на те или иные виды работ не определены, применяются ФЕРы. Возможен вариант применения договорных расценок, то есть по обоюдному согласованию заказчика и подрядчика.

    Как составляются ТЕРы?

    Данные сборники, как и некоторые дорогие, разрабатываются специалистами РЦЦС (региональных Центров Ценообразования в строительстве) территориальных образований РФ, Затем расценки утверждаются, регистрируются и вводятся в действия в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). После этого ТЕРы включаются в перечень действующих нормативных документов. Соответсвенно, смета ТЕР может составляться несолькими органами.

    В ТЕРах, как и других расценках содержатся таблицы расценками на те, или иные виды работ, а так же главы «Правила исчисления объёмов работ» и «Общие указания».

    Виды ТЕРов

    Территориальные единичные расценки можно группировать по степени агрегирования (объединения), видам строительства, а так же видам работ.

    По видам строительства: общестроительные, специальные

    По степени агрегирования: специальные конструктивные элементы, отдельные виды работ

    По назначению: на производство работ в зимнее время, на отдельные виды работ, дирекции строящихся промпредприятий.

    В зависимости от видов строительства: гидротехнического, сельского, промышленного, жилищно-гражданского.

    Просмотреть сметы, составленные в ТЕРах Вы можете в .

    Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

    Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

    К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

    1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

    2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

    Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

    На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

    3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

    "Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

    1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

    2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

    3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

    Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

    4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

    5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

    Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

    По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

    О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

    Чем же отличается смета сделанная в ТСН от других аналогичных смет в ТЕР и ФЕР?

    Внешний вид готовых смет ТСН и ТЕР и наглядность чтения:

    • Привычные сметы в ФЕР и ТЕР сформированы чаще всего на альбомном формате бумаги. ТСН расположен как книжный вариант;
    • В ТСН наглядно просматриваются все расходы расположенные по ячейкам и их стоимость на единицу измерения;
    • Присутствует новостное окно при запуске программы;
    • К плюсам ТСН отнесем, то что базовые и текущие цены на работы и материалы видно сразу даже не опытному пользователю;
    • Все примененные коэффициенты наглядно отображены отдельным столбиком.

    Программная реализация при составлении:

    • В программе Гранд-смета делается больше настроек перед началом составления сметы по ТСН. Необходимо сразу задать форму ТСН, выбрать режим "новое строительство" или "ремонт" г. Москвы, указать путь к справочнику с индексами инфляции которые периодически придется покупать, немного другая форма печати.
    • В Smeta.ru для добавления НДС требуется много действий и некоторые знания Ексель;
    • Для пересчета базовых цен надо купить сборник с индексами у распространителей;

    Расценки сборников ТСН:

    • Сложности в составлении такой сметы у опытного сметчика возникнуть не должны, т.к. принцип выбора расценок аналогичен ТЕР/ФЕР. В некоторых расценках отсутствует описание состава работ, которые можно посмотреть в ГЭСН;
    • Структура сборников с материалами и работами переработана так, что к ней надо привыкать;
    • Коэффициенты стесненности в расценках в целом очень схожи и отличаются не существенно;
    • Нет норм времени на использование механизмов.

    Накладные расходы и сметная прибыль в ТСН:

    • Начисление НР и СП в ТСН происходит раздельно от ОЗП и ЗПМ.

    Минусы ТСН г. Москвы при составлении смет:

    • Невозможно уже готовую смету в электронном формате перевести в ТЕР и ФЕР;
    • В Ексель варианте нет расшифровки коэффициентов стесненности, для какого вида они выбраны;
    • На данный момент плохо развита реализация в формате XML, поэтому предпочтительнее использовать фирменный формат сохранения SOBX;
    • Малое время бесплатной консультации у технической поддержки по телефону;
    • Нет демо версии.

    Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

    Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

    Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

    Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

    Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

    ☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

    Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

    В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

    Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

    Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.

    ☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

    Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

    В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

    Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

    Виктор Оленев. 2009..