Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Опек: последний вздох перед кончиной
  • Приложения для андроид по учету коммунальных услуг
  • Задания уровня в Деятельность человека направленная на создание экономических благ
  • Андрей белоусов помощник президента российской федерации
  • Правила расчета декретных выплат
  • Где взять 5 тысяч. Пенсия с прибавкой. Начать заниматься фрилансом вы можете на специальных биржах
  • Политика доходов как метод антиинфляционной политики предполагает. §3. Формы и методы антиинфляционной политики. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

    Политика доходов как метод антиинфляционной политики предполагает. §3. Формы и методы антиинфляционной политики. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

    Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

    • 1. Фискальная политика;
    • 2. Кредитно-денежная политика;
    • 3. Монетаризм;
    • 4. Гипотеза естественного уровня;
    • 5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

    Рассмотрим каждый из них подробнее.

    Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

    Методы фискальной политики:

    • 1. Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
    • 2. Изменения уровня цен. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов.
    • 3. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга.
    • 4. Автоматическая стабилизация. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами.

    В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов банков.

    Это делается следующим образом:

    • 1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
    • 2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
    • 3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

    На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

    • 1. Повышение нормы процента.
    • 2. Уменьшение уровня реального объема производства.
    • 3. Понижение уровня цен. Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Политика дорогих денег - более высокая процентная ставка, возросший спрос на национальную валюту за границей, стоимость национальной валюты повышается, чистый экспорт сокращается, сокращается совокупный спрос.

    Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

    М - предложение денег;

    V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;

    P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

    Q - физический объем производимых товаров и услуг.

    Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут.

    Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.

    Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

    • 1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.
    • 2. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах.

    Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где экономика носит переходный характер, показывает, во-первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и не монетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.

    Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения.

    При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать так называемый эффект обновления . Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства. Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

    • 1. установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности, систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов монополистического поведения;
    • 2. отказ от государственных мер по поддержке и защите малоконкурентных отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;
    • 3. стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.

    Уже с середины 70-х годов в странах Запада широко применялась политика таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста денежной массы. Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со стороны Центрального банка (ЦБ). Последний должен регулировать её, воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы может привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.

    Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как изменения учётной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.

    Мероприятия по регулированию учётной ставки обычно сопровождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причём наряду с продажей государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой - с целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

    Однако повышение процента имеет пределы, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом - ещё одна стратегическая задача антиинфляционной политики.

    Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые не денежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

    • 1. государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;
    • 2. переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;
    • 3. демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

    Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно ослабить инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.

    Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация государственной собственности. Если её умело организовать, то она способна оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причём сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть, а с другой - ослабнет напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведёт к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

    На начальных этапах оставить раскручивание маховика инфляции спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

    Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до востребования или проводится реформа той или иной степени жёсткости.

    Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

    После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения, как один из важнейших способов восстановления экономики, проводилась при помощи следующих методов: нуллификации (реставрации), девальвации и деноминации.

    Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.

    Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925--1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару. А затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы.

    Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%.

    В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

    Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса, через денежно-кредитный и налоговый механизмы, путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

    Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.

    Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

    Деноминация - метод укрупнения масштаба цен, т. е. метод «зачеркивания нулей». Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:

    • а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;
    • б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;
    • в) сочетание методов а) и б).

    Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

    Основные методы антиинфляционного регулирования сформировались в развитых странах к 60-м гг. 20 в. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от существующих теоретических концепций, а также от характера уровня инфляции, состояния экономики и т. д.

    Основными формами стабилизация денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

    Стабилизация денежного обращения проводилась при помощи следующих методов:

    Нуллификация - объявление об аннулировании сильно обесцененной денежной единицы и введение новой валюты;

    Ревальвация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. После отмены золотого содержания проводилась путём повышения официального валютного курса к доллару;

    Девальвация - снижение золотого содержания или понижение официального валютного курса к доллару;

    Деноминация - метод зачёркивания нулей, т.е. укрупнение масштаба цен.

    Методы “шоковой терапии” использовались во многих странах после Второй мировой войны. Сопровождались антиинфляционным средством - конфискационная денежная реформа. После войны в Европе было проведено 24 таких реформы. По методам проведения все денежные реформы делятся на 3 типа:

    Обмен бумажных денег по дефляционному курсу с целью уменьшения массы бумажных денег;

    Временное - полное или частичное замораживание банками вкладов (как населения, так и предпринимателей);

    Сочетание первых 2-х методов, был проведён в Германии в 1948 году и получил название “шоковой терапии”. Широко используется в международной практике как в прошлом, так и в настоящем, в основном при переходе к рыночной экономике. В основе заключены 3 основные идеи:

    Рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех бед экономики;

    Широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур;

    Переход к рыночной экономике неизбежно связан с резким снижением уровня жизни и безработицей.

    Эффективность методов “шоковой терапии” зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны от рыночных структур. Если рыночные структуры в стране несколько подготовлены, то складывается механизм ценообразования, т.е. увеличение роста цен приводит к увеличению выпуска определённых видов продукции, товаров, услуг. Быстро ликвидирующийся дефицит товаров и услуг приводит к относительной стабилизации.

    Если же в стране чрезмерно разрушены рыночные структуры, то рост цен не ведёт к развитию производства, а принимает характер длительной и высокой инфляции. В этих случаях необходимо применять жёсткие методы. Правительство должно реализовывать антиинфляционную политику - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, которые направлены на борьбу с инфляцией. Различают две линии антиинфляционной политики:

    Политика регулирования спроса (дефляционная) - методы по ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм, путём снижения государственных расходов;

    Политика доходов - предполагает парный контроль над ценами и зарплатой, путём полного их замораживания или установления пределов их роста. Применяется редко.

    Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от цели, т.е. если нужно сдержать экономический рост - дефляционная политика, а если стимулировать - политика доходов. Если необходимо сдержать инфляцию любым путём - оба метода сразу.

    Таким образом, формы сдерживания роста цен проявляются:

    Замораживание цен на определённые товары;

    Сдерживание уровня цен в определённых пределах.

    Контроль над определённой частью розничных цен, которые поддерживаются дотациями из госбюджета обеспечивает низкий, но стабильный уровень жизни.

    Индексация означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

    Конкурентное стимулирование производства включает в себя меры:

    Прямого стимулирования предпринимательства путём снижения налогов на предприятии;

    Косвенного стимулирования снижение налогов с населения.

    Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Для нахождения наиболее правильных путей преодоления инфляции необходимо знать и принимать во внимание исторический опыт борьбы с ней. Конкретные направления антиинфляционной политики зависят от причин, вызывающих инфляцию. Если причинами инфляции является факторы спроса, то проводится политика регулирования цен и доходов. Если инфляция имеет тип издержек, то применяется дефляционная политика. В рамках комплексного антиинфляционного регулирования применяются оба направления, как политика цен и доходов, так и дефляционная политика.

    Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

    Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

    Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

    ѕ «шоковая терапия» -- радикальные экономические реформы перехода к рыночной экономике;

    ѕ жесткое кредитное регулирование;

    ѕ регулирование ценообразования;

    ѕ совершенствование бюджетно-налоговой системы;

    ѕ регулирование валютного и финансового рынков;

    ѕ выпуск государственных ценных бумаг;

    ѕ замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия.

    При проведении шоковой терапии должны последовательно осуществляться три основных этапа:

    • 1. Разгосударствление собственности -- процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой -- смену форм и содержания отношений собственности.
    • 2. Создание конкурентной среды среди товаропроизводителей. Существование конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из-за опасения, что они станут клиентами конкурентов. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, заставляющего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему обслуживания.
    • 3. Либерализация цен -- освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. Может быть всеобщей -- по всем видам цен и тарифов; частичной, оставляющей цены на продукцию и услуги, как правило, естественных монополий, в сфере централизированного регулирования.

    Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Национальный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

    Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

    В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

    Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

    ѕ сокращения количества взимаемых налогов;

    ѕ отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

    ѕ пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;

    ѕ изменения методики налогообложения;

    ѕ ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

    ѕ регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

    Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.

    Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

    Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:

    • 1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста валового национального продукта).
    • 2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

    Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:

    • 1. Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.
    • 2. Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.

    Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них -- налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

    При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант -- достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

    Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

    Милтон Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и процентных ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

    Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек.

    Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз -- значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

    Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.

    Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

    Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:

    ѕ дисконтная политика (политика регулирования учетного процента Национального Банка Республики Беларусь);

    ѕ операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

    ѕ политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах Национального Банка Республики Беларусь определенное привлеченных средств).

    Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

    Основной формой стабилизации денежной системы будет антиинфляционная политика государства с помощью:

    1. денежной реформы;
    2. государственного регулирования инфляционного процесса.

    Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

    Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

    Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

    1. дефляционной политики;
    2. политики доходов.

    Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Кстати, эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

    Стоит сказать - политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

    Российская инфляция отличается ϲʙᴏеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, кᴏᴛᴏᴩые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Стоит сказать, для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

    • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
    • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
    • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
    • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
    • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
    • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
    • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
    • восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении ϲʙᴏбодных рыночных цен;
    • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
    • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
    • стимулирование экспертной продукции, в т.ч. вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

    Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

    Существуют два подхода:

    1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

    Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

    При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

    В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

    Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

    2. Политика доходов

    Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

    Формы антимонопольной политики:

    1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

    2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

    3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

    Антиинфляционные меры:

    1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

    2. Денежные ограничения.

    3. Решение проблемы дефицита бюджета.

    4. Реформа налогообложения.

    5. Регулирование валютных курсов.

    6. Приватизация.

    7. Денежные реформы:

    Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

    Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

    Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

    Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.