Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Экономические циклы, их виды и причины возникновения
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль: механизм и сроки
  • Кредитный договор о предоставлении кредита физическому лицу Образец заполнения кредитного договора с физическим лицом
  • Акт о страховом случае заявление
  • Реально ли получить кредит иногородним без прописки в России?
  • ЖК «Вернисаж» от «Полис Групп»: жилье с интересными планировками и практически без парковок
  • Основной целью протекционизма является. Современный протекционизм. Основные виды протекционизма

    Основной целью протекционизма является. Современный протекционизм. Основные виды протекционизма

    Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

    Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

    В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

    XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

    В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

    Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

    Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

    Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

    * таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

    * нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

    Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

    Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

    Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

    Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

    Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

    Протекционизм

    Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

    В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

    Основные виды протекционизма

    • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
    • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
    • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
    • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
    • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
    • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
    • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

    История протекционизма

    Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

    Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

    Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

    Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

    Критика протекционизма

    Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

    Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

    Цитаты

    Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

    Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

    Статьи

    • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
    • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
    • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
    • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

      Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

      Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

      - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

      - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

      протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

      1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

      протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

        Селективный протекционизм – защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

        Отраслевой протекционизм – защита конкретной отрасли;

        Коллективный протекционизм – взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

        Скрытый протекционизм – протекционизм при помощи не таможенных методов;

        Местный протекционизм – протекционизм продукции и услуг местных компаний.

    Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются:

      тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт)

      нетарифные барьеры.

    Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы.

    Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции.

    Соответственно различают:

      Экспортные

      импортные пошлины.

    По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин:

        Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти).

        Стоимостная, или адвалорная , пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики).

        Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

    Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции.

    В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

    1) антидемпинговые таможенные пошлины . Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

    2) компенсационные таможенные пошлины . Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

    3) сезонные таможенные пошлины . К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

    Основными видами нетарифных торговых ограничений являются:

      антидемпинговые меры (обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям),

      экспортно-импортные квоты (ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны),

      добровольные экспортные ограничения (ДЭО)- это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну.

    Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка ϲʙᴏей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.

    Ставит ϲʙᴏей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

    В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

    В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону ϲʙᴏбоды торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. При этом абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования кᴏᴛᴏᴩой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

    Дилемма, что лучше — протекционизм, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность развиваться национальной промышленности, или ϲʙᴏбода торговли, кᴏᴛᴏᴩая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и ϲʙᴏбоды внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая ϲʙᴏй внутренний рынок от иностранной конкуренции .

    Стоит сказать - политика протекционизма преследует следующие цели:
    • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба кᴏᴛᴏᴩым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
    • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, ɥᴛᴏбы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
    • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
    Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
    • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
    • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
    • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
    • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в т.ч. методов внутренней экономической политики.

    Современная политика протекционизма

    Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения.
    Стоит отметить, что основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше ϲʙᴏей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеет ϲʙᴏей целью форсирование экспорта.

    Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

    Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

    Методы

    Инструмент торговой политики

    Регулируют преимущественно

    Тарифные

    Таможенные пошлины

    Тарифная квота

    количественные

    Квотирование

    Лицензирование

    Добровольные ограничения

    Государственные закупки

    Требование к содержанию

    местных компонентов

    Отметим, что технические барьеры

    Налоги и сборы

    финансовые

    Субсидии экспорта

    Кредитование экспорта

    В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

    Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало ϶ᴛᴏ или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — исключительно первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

    За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . При этом степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . В наибольшей степени эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙт технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.

    В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики будет создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на базе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

    Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2) Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.

    Таблица 2. Стадии развития экономики на базе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.

    Переходная стадия 1-2

    Переходная стадия 2-3

    Стадия экономического развития

    Экономика, движимая факторами

    Экономика, движимая эффективностью

    Экономика, движимая инновациями

    ВВП на душу населения (метод Атласа)

    $9000 — $17000

    Описание механизма экономического развития

    Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы

    Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность

    Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов

    Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на базе ключевых факторов конкурентоспособности

    Число стран по этапам развития (133)

    Примеры стран

    Индия

    Пакистан

    Танзания

    Саудовская

    Венесуэла

    Бразилия

    Китай

    Украина

    Стоит сказать - польша

    Россия

    Швейцария

    Сингапур

    Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. При этом страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности . Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих ϲʙᴏдный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.

    При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. В наибольшей степени высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными будут показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место) Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.

    Таблица 3.Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых.

    Стоит сказать - положительные характеристики

    Отрицательные характеристики

    Емкость рынка , 9

    Эффективность рынка труда , 33

    Производительность труда, уровень вовлечения женского труда,

    практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении

    «Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента

    Макроэкономическая стабильность , 37

    Баланс государственного бюджета,

    низкий правительственный долг (во многом ϶ᴛᴏ обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

    Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам

    Высшее образование и тренинг , 45

    Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

    Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

    Инновации , 57

    Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

    Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

    Здравоохранение и начальное образование , 60

    Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

    Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

    Инфраструктура , 65

    Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

    Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

    Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с данным возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

    Таким образом, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

    • Антимонопольное регулирование . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
    • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
    • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, кᴏᴛᴏᴩые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
    • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
    • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
    • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП .

    В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

    Не стоит забывать, что важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

    Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Московский государственный индустриальный университет»

    (ФГБОУ ВПО «МГИУ»)


    по дисциплине: «Мировая экономика»

    на тему: «Современный протекционизм»


    ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

    Заведующий кафедрой, к.э.н Марущак Илья Иванович


    Москва 2011


    Введение

    Протекционизм: основные понятия

    Зарождение протекционизма за рубежом

    Аргументы «за» и «против» протекционизма

    Формы протекционизма

    Протекционизм в России

    Заключение


    Введение


    Центральный вопросом внешнеторговой политики на сегодняшний день является вопрос: «что выбирать для обеспечения экономического развития страны?».

    Этот вопрос изучался многими историками и общественными деятелями, но дискуссия «протекционизм: аргументы за и против» далека от завершения.

    Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

    Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

    Зависимость от импорта может привести к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

    Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.

    Цель работы изучение вопроса современного протекционизм.

    В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    Исследовать основные понятия протекционизма;

    Описать зарождение протекционизма за рубежом;

    Изучить аргументы «за» и «против» протекционизма;

    Описать формы протекционизма;

    Исследовать нужен ли протекционизм в России.

    Для выполнения работы были использованы учебные пособия и монографии по мировой экономике российских и зарубежных авторов, материалы периодической печати.

    1. Протекционизм: основные понятия


    Протекционизм - это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.

    Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики.

    В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.

    Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм защищает главным образом развитие промышленности, иной раз и сельское хозяйство.

    Протекционизм возник в период первоначального накопления капитала (XVI-XVIII вв.). Теоретической основой протекционизма было учение меркантилистов, согласно которому источником богатства страны выступает активный торговый баланс, обеспечивающий приток в страну золота и серебра Протекционизм был широко распространен во Франции. В России впервые получил распространение при Петре I. Идею об активном торговом балансе выдвигал И. Т. Посошков.

    Систему протекционизма защищали многие крупные экономисты Запада, среди которых был, например, немецкий экономист Ф. Лист.

    Экономическую полезность протекционизма отстаивал Дж. Ст. Милль, он защищал покровительственные пошлины, особенно в странах, которые только недавно вступили на путь индустриального развития. Дж. М. Кейнс в работе «Трактат о деньгах» сформулировал идею о защите протекционистских мер и их значении в повышении уровня занятости.

    Таким образом, Ф. Лист, Дж. Ст. Милль и Дж. М. Кейнс подходили к проблеме протекционизма исходя из закономерностей развития стран в различных исторических периодах.


    2. Зарождение протекционизма за рубежом


    Через протекционистскую стадию, как орудие своего развития, прошли все ныне развитые страны.

    Несмотря на то, что Англию принято считать бастионом «свободной торговли» и экономического либерализма. Однако факты говорят о том, что на начальных стадиях развития в Англии существовала мощная система протекционизма и протекционизм ослабевал по мере приобретения Англией статуса экономического лидера.

    В определенный период Англия пробовала оказывать покровительство иностранным судовладельцам и купцам. Но это привело к тому, что в XVII столетии голландцы взяли полный верх на море, а продукты французской промышленности ворвались потоком в Англию, которая стала вывозить почти исключительно одно сырье, причем в основном на иностранных судах.

    Поворот в лучшую сторону во внешней торговле и в промышленности начинается в Англии с принятия в 1651 г. радикального протекционистского закона Кромвеля, который ограждал английское судостроение и другие отрасли экономики от зарубежной конкуренции. В дальнейшем на протяжении второй половины ХVII и всего ХVIII в., в период соперничества с Нидерландами, Англия была страной с сильно развитой системой протекционизма.

    Под защитой высоких таможенных пошлин на импорт и административных запретов на ввоз в страну тканей, судов и т.п. была подготовлена, а затем и произведена промышленная революция в Англии, и она превратилась из второстепенной в торгово-политическом смысле державы в экономического и политического лидера.

    По мере развития и укрепления позиций Англии в мировой торговле многие ограничительные законы и барьеры были отменены. К середине ХIХ века экономика Англии стала самой открытой в мире. Реализация принципа «свободы торговли» фактически стала для Англии в этот период осуществлением «права сильного». Об этом свидетельствует и применявшаяся тогда политика поощрения использования демпинговых цен. Фабричный демпинг служил целям упрочения экономического лидерства Англии путем подавления развития национальной промышленности других стран.

    Так же протекционизм играл важнейшую роль и в экономической истории США.

    Широко известно выражение Т. Джефферсона «Государство - ночной сторож» в образной форме отразившее фундаментальные особенности общественного устройства США и традиционные американские ценности, такие как принцип «aissez faire» - минимизации вмешательства государства в экономику - и система свободной торговли. Сторонники Т. Джефферсона утверждали, что самое хорошее то правительство, которое меньше всего управляет.

    Однако одновременно с «линией Джефферсона» в американской политике и общественной мысли существовала «линия Гамильтона». В отличие от Т. Джефферсона, А. Гамильтон не признавал личный интерес в качестве организующего принципа общества и последовательно выступал за активную роль государства в экономике. Он писал: «Ничем не ограниченный дух предпринимательства ведет к нарушению законов и произволу, а в итоге - к насилию и войне». В своей Великой программе 90-х годов ХVIII в. А. Гамильтон призывал государство «предоставлять средства лишь тем, кто готов использовать их под контролем общества на развитие национального производства», тем самым ставя национальные интересы выше частных. Сторонники А. Гамильтона видели в национальном правительстве эффективный инструмент для превращения аграрной страны в бурно развивающуюся промышленную державу.

    В то время как на уровне общественной идеологии и широко декларируемых принципов победила «линия Джефферсона», в практике политических реалий, в организации национальной государственности и хозяйственной жизни, как свидетельствует история, победила «линия Гамильтона».

    США на протяжении почти трех четвертей периода своего существования были протекционистской страной с высокими таможенными барьерами. Единственными периодами относительно низких протекционистских барьеров было время накануне Гражданской войны и после каждой из мировых войн.

    Даже после того, как США обогнали Англию по уровню производительности труда, в 1890 г. были введены новые тарифы, повышающие цену импортных товаров в среднем на 50%, а в 1897 г. - до 57%. Эти меры поставили барьер на пути многих товаров из Англии и других стран. Британские производители обвинили тогда США в создании «закрытого рынка» и в «нечестной» конкуренции.

    В разгар Великой депрессии в 1930 г. во имя защиты американских товаропроизводителей был принят закон Смута-Хьюли, поднявший импортные тарифы в среднем на 53%.

    В целом за период 1820-1940 гг. усредненный уровень ввозных пошлин в США составил величину порядка 40% от таможенной стоимости товаров.

    Только в конце Второй мировой войны США сменили протекционистскую политику на политику свободной торговли и в 1947 г. начали активную борьбу за сокращение тарифных и нетарифных ограничений в торговле через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно в тот период, когда экономика основных конкурентов оказалась разрушенной в результате войны, Соединенные Штаты стали страной с самыми низкими торговыми барьерами и, желая закрепить свое положение единоличного экономического лидера (в начале 50-х гг. на США приходилось 40% мирового производства), выступали за создание свободного мирового рынка.

    Во Франции проведение активной протекционистской политики связано с именем Ж.Б. Кольбера, который в 1660-1680-е гг. фактически контролировал всю внутреннюю политику страны. Проводившаяся им экономическая политика, получившая впоследствии название «кольбертизм», являлась разновидностью меркантилизма и заключалась в обеспечении активного торгового баланса путем поощрения промышленности, создания мануфактур, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства. В 1667 г. Кольбер ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввоз иностранных товаров. По его инициативе были созданы монопольные компании для внешней торговли. Кольбер санкционировал масштабное государственное финансирование работ по строительству и улучшению дорог, каналов, по многократному увеличению численности судов торгового и военного флота. Все эти меры оказались эффективным средством ускоренного хозяйственного развития и упрочения экономической мощи Франции.

    Протекционизм был центральным звеном политики Бисмарка в Германии. В XX веке после Второй мировой войны протекционизм продуктивно использовали для целей индустриализации Япония, Южная Корея и многие другие страны.


    3. Аргументы «за» и «против» протекционизма


    Принцип протекционизма имеет ряд достоинств, которые делают политику правительственного контроля за внешней торговлей притягательной для многих стран. Самой общей причиной ограничения внешней торговли является тот факт, что правительства отдельных стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом. В пользу протекционизма обычно выдвигаются следующие аргументы.

    Во-первых, защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

    Во-вторых, протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

    В-третьих, протекционистская политика государства защищает промышленность в период ее возникновения и развития.

    В-четвертых, протекционизм повышает уровень использования национальных ресурсов.

    В-пятых, протекционизм, применяя импортные пошлины, тем самым улучшает условия торговли и увеличивает экономические выгоды.

    В-шестых, протекционизм позволяет смягчить кризис в тех отраслях, которые переживают негативные проблемы в своем экономическом развитии.

    В-седьмых, протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса; при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны; когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов и т. п.).

    В-восьмых, в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

    Так же наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства).

    В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.

    Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.

    Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

    Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.

    Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.

    В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.

    В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были "выданы костыли", то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

    В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.


    4. Формы протекционизма

    протекционизм внешний торговля конкуренция

    Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.

    Составной частью современного протекционизм является аграрный протекционизм, который возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в., защищающий интересы национальных монополий. Аграрный протекционизм - это система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.
    Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка». Особенность современного протекционизма - приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

    Выделим несколько форм протекционизма:

    селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

    отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

    коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

    скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

    Сейчас в эпоху глобализации и таможенного разоружения протекционизм как общее и преобладающее направление внешнеэкономической политики тех или иных стран, казалось бы, ушел в прошлое. Но на самом деле он полностью не исчез, а лишь перешел в другую форму - селективного протекционизма в отношении отдельных видов и категорий товаров.


    Протекционизм в России


    Каждый раз, когда мы говорим о путях выхода из кризиса для страны, нельзя не отметить политику протекционизма, которая в разные периоды истории и с разной степенью эффективности применялся государствами как один из способов защиты национальных интересов. Случаются, случаи, когда на стадии становления отрасли ее продукция просто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа. Именно в этой ситуации протекционизм призван поддержать наиболее уязвимые отрасли страны, которые без господдержки в сложных экономических условиях могут просто не выжить. Кроме того, пошлины и налоги, установленные государством на ввоз импортной продукции,- это один из источников доходов бюджета страны. Многие экономисты считают, что ограничение импорта необходимо для обеспечения национальной безопасности.

    Однако чрезмерный протекционизм, с одной стороны оказывая содействие развитию отечественного производства, с другой может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. Обратной стороной протекционизма является завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

    Василий Колташов руководитель центра экономических исследований ИГСО, автор ряда исследований по экономическим и социальным вопросам, политологии, психологии, истории и культуре. Журналист и аналитик. В 2009 году выпустил книгу посвященную кризису глобальной экономики.

    Писателем задолго до того как кризис мировой экономики был признан свершившимся фактом, спрогнозировал его ход и далеко идущие последствия. Раскрыл глубинные причины кризиса, его циклическое и одновременно системное происхождение. В книге даны ответы на многочисленные актуальные для современного общества вопросы.

    В книге Василия Колташова говориться и о протекционистской политике российских властей в 2008-2009 годах, как о недостаточно результативном как антикризисном средстве. Причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состояла в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.

    По его словам: «Россию все чаще называли в 2009 году одним из мировых лидеров по применению протекционистских мер. При этом развитие кризиса в РФ происходило быстрее, чем во многих других странах. Малую полезность защитных таможенных мер объяснял быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство все чаще защищало отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботилось о поддержании потребителей. Крах автомобильной отрасли создавал в России угрозу новой крупной волны сокращений, вероятны они были и в других хозяйственных секторах, зарплаты бюджетников в 2010 году не планировалось увеличить, а пенсии должны были возрасти незначительно. Потребительская инфляция грозила продолжить пожирать реальные доходы населения. Все это обещало обернуться новым сжатием рынка, несмотря на растущий протекционизм».

    Протекционистская политика в России за два года кризиса не стала системной. В большой степени ее определяли лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны. Существовало противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль на стыке 2008 и 2009 годов и стремилось сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых старались успокоить протекционистскими уступками, при этом, уничтожая их рынок сбыта. Переход России по мере роста цен на нефть в 2009 году к «политике крепкого рубля» не внушал успокоения. Государство сокращало свою инвестиционную активность (в 2010 году капвложения должны были уменьшиться на $4 млрд.), в то время как для оживления экономики ее требовалось наращивать.

    В ЦЭИ ИГСО были убеждены: Россия должна и дальше усиливать протекционизм. Мировой кризис отменял перспективу присоединения страны к ВТО, что могло обернуться только крушением ее экономики. В целях преодоления кризиса приоритетным для государства должно было стать развитие национального производства и расширение внутреннего рынка, а не поддержание экспортно-сырьевых монополий. Требовалось воссоздание разрушенных отраслей и основание при государственном участии новых технологически передовых производств. При этом российский рынок должен был иметь надежную защиту.

    В интересах поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Пошлины на телевизоры повышены с 10% до 15%, на отдельные виды металлопроката - с 5% до 15%, нелегированной стали - с 5% до 20%, на трубы из черных металлов - с 5% до 15% и 20%. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины на иностранные автомашины. Размер пошлин на новые или имеющие трехлетний срок эксплуатации автомобили был установлен в размере 30%. Транспортные средства, прослужившие от трех до пяти лет, облагались 35% таможенным сбором. На более старые автомобили пошлина оказывалась еще большей. Власти клялись во временности подобных мер. Иностранные конкуренты оказались практически вытеснены с российского автомобильного рынка. Однако крах отрасли не был остановлен.

    Президент РФ Медведев Д.А. считает, что «протекционизм в глобальной экономике загоняет проблемы внутрь».

    «Приход госсобственности в большинстве секторов экономики должен рассматриваться как неизбежное, но кратковременное решение вопроса. При этом рассматривать решения, приняты в конце прошлого года, как вредные, неверно. Меры, принятые во время развития экономического кризиса, явились лишь небольшим дополнением к тому огромному массиву протекционизма, который копился в предыдущий период», - сказал президент.

    В 2010 г. президент России Дмитрий Медведев заявил, что власти не допустят «регионального протекционизма» в решении продовольственных проблем.

    Исходя из выше сказанного, правительство РФ не поддерживает политику протекционизма.

    Заключение


    По результатам написанной работы можно сделать следующие выводы.

    Протекционизм - это экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

    Протекционизм бесспорно остается распространенным явлением в современном мире и таковым останется, несмотря на снижение уровня и масштабов. Более того, инструментарий современной экономической теории в последние десятилетия активно использовался для поиска новых аргументов в пользу протекционизма, что в определенной степени «подпитывает» движение антиглобализма.

    Конкурентоспособность экономики РФ на данном этапе ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с этим возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала. На данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

    Важнейшим направлением протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

    Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

    Список использованной литературы


    1.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика. - СПб.: Питер. 2008. - 240 с.: ил.

    2.Ивашковский С. Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

    .Кризис глобальной экономики. Колташов В. - М: ИГСО, 2009. - 448 с.

    .Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А, - АСА (Киров), 2006. - 832 с.

    .Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 359 с.

    6.Мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.

    7.Смирнов П.Ю. Мировая экономика. Шпаргалки - М: АСТ, 2009. - 64 с.

    .Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 стр.

    9.Шпаргалка по мировой экономике Татарников Е.А, Максимчук Л.В - М.: изд-во "Аллель-2000", 2005. - 64 с.

    Http://www.rusdoctrina.ru/page95676.html - Русская доктрина
    Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.