Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Бухучет инфо Виды начислений заработной платы в 1с 8
  • Что такое НДС и кто его платит?
  • Калькулятор транспортного налога - калининградская область В Калининграде владельцам новых авто уменьшат транспортный налог
  • Бухгалтерам, юристам, руководителям ип, ооо Сдача налога на прибыль 3 квартал
  • Ндфл за работников (подоходный налог)
  • Продажа или покупка квартиры с долгами по жилищно-коммунальным платежам жкх Если квартира продана задолженность кто оплачивает
  • Новый приказ минздрава по омс приведет к росту необоснованных штрафов. Восстановление средств омс по результатам проверки Перечень санкций применяемых к медицинским организациям

    Новый приказ минздрава по омс приведет к росту необоснованных штрафов. Восстановление средств омс по результатам проверки Перечень санкций применяемых к медицинским организациям

    От редакции:

    Штрафные и иные санкции в системе обязательного медицинского страхования могут серьезно осложнить жизнь учреждений здравоохранения. Практика показывает, что далеко не всегда эти санкции бывают обоснованными. Этому и посвящен предлагаемый материал. Надеемся, данный материал окажется полезным для учреждений здравоохранения и, возможно, послужит основой для совершенствования нормативной базы обязательного медицинского страхования.

    Шеф-редактор Н.Г.Куракова

    ШТРАФНЫЕ И ИНЫЕ САНКЦИИ В СИСТЕМЕ ОМС И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

    КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

    В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об ОМС) за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

    Штрафам посвящен ряд пунктов Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее - Приказ № 230).

    / Менеджер 1\Р1

    \ здравоохранения 3013 *

    По поводу реализации Приказа № 230 имеется Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15 марта 2011 г. № 1257/30-4/и «О реализации Приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230» (далее - Письмо ФОМС).

    Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 34 и пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона об ОМС осуществляется контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках программ обязательного медицинского страхования.

    Результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи оформляются актами, включающими информацию о выявленных нарушениях и соответствующих санкциях. Формы актов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, а также Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) утверждены Приказом ФОМС № 230.

    В соответствии со статьей 41 Федерального закона об ОМС сумма, не подлежащая оплате по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты оказанной медицинской организацией медицинской помощи, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи. Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием неисполнения которых является применение к сторонам

    соответствующих мер, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

    Типовой формой договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 1184н (пункт 7) предусматривается ответственность медицинской организации в соответствии со статьями 39 и 41 Федерального закона об ОМС.

    Возможный перечень обязательств медицинской организации и последствия их неисполнения, влекущие возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа (далее - штрафные и иные санкции) за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, прилагается к рассматриваемому Письму ФОМС.

    Анализ этих обязательств показывает, что не любое неисполнение обязательств может служить основанием для применения соответствующих штрафных и иных санкций.

    Рассмотрим это подробнее.

    Пункт 1.1.1 Приказа № 230 и Письма ФОМС определяет такое обязательство медицинской организации, как обеспечение выбора медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в соответствии с заявлением застрахованного лица.

    Означает ли это, что в любом случае, когда медицинская организация не обеспечила застрахованным это право, немедленно следуют штрафные санкции? Конечно, нет.

    Во-первых, застрахованный может ошибочно обратиться в учреждение, которое вообще не занимается оказанием соответствующего вида медицинской помощи.

    Во-вторых, следует различать такие понятия, как обоснованный и необоснованный

    Менеджер

    отказ. Отказ в обеспечении выбора медицинской организации может быть и обоснованным.

    В-третьих, может сложиться ситуация, когда нет оснований для применения штрафных и иных санкций в силу того, что отсутствует необходимая для их реализации нормативная база.

    Так, в соответствии с п. 4) части 1 статьи 16 Федерального закона об ОМС застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Что это за законодательство? Это Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 21 данного Федерального закона как раз и посвящена выбору врача и медицинской организации. Граждане имеют право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящий момент соответствующего приказа Минздравсоцразвития России нет. Следовательно, до выхода соответствующего порядка нет возможности оценить, нарушено ли право застрахованного в этой части или нет. Поэтому нет и оснований для применения штрафных и иных санкций.

    Но и тогда, когда соответствующий порядок появится, не любое действие или бездействие медицинской организации, не обеспечившей возможность выбора, может рассматриваться как виновное. Например, если застрахованное лицо для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме попытается самостоятельно выбрать медицинскую организацию, а не по направлению лечащего врача, как это предусмотрено частью 4 статьи 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отказ

    соответствующей медицинской организации не может рассматриваться как нарушение.

    Аналогичная ситуация складывается и в отношении права граждан на выбор врача. Пункт 1.1.2 Приказа № 230 и Письма ФОМС предусматривает такое обязательство, как обеспечение выбора врача в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

    В соответствии с п. 5 части 1 статьи 16 Федерального закона об ОМС застрахованные лица имеют право на выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но опять-таки в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающей, в частности, что выбор осуществляется с учетом согласия врача.

    Пункт 1.1.3. Приказа №230 и Письма ФОМС предусматривает такое обязательство медицинской организации, как соблюдение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке.

    Часть 4 статьи 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что в случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Поэтому, если гражданин был проинформирован, но проигнорировал эту информацию и

    настаивает на получении медицинской помощи в организации, очередь в которую превышает сроки, установленные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вины данного учреждения в нарушении сроков ожидания медицинской помощи данным гражданином нет. Поэтому штрафные и иные санкции к данной медицинской организации не должны применяться.

    Пункт 1.2 Приказа № 230 и Письма ФОМС касается такого обязательства медицинской организации, как оказание застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. За необоснованный отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу применяются штрафные и иные санкции.

    А может ли быть отказ обоснованным? Может! Например, это может касаться оказания плановой медицинской помощи. В соответствии с п.3) части 4 статьи 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» плановая медицинская помощь - это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Поэтому в ряде случаев плановая помощь застрахованному лицу может быть отложена. Например, может быть отказано в плановой госпитализации в ранее оговоренные сроки в связи с невыполнением застрахованным гражданином возлагаемых на них обязанностей. Так, пункт 1 части 2 статьи 16 Федерального закона об ОМС устанавливает, что застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстрен-

    ной медицинской помощи. Поэтому медицинская организация может обоснованно отложить сроки плановой госпитализации до момента предъявления застрахованным лицом страхового полиса. Особо следует отметить, что это - не лишение застрахованного права на бесплатную медицинскую помощь, а лишь перенесение сроков оказания плановой медицинской помощи.

    Пункт 1.2 Приказа № 230 и Письма ФОМС посвящен недопущению взимания платы с застрахованных лиц (в рамках добровольного медицинского страхования или в виде оказания платных услуг) за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой.

    Означает ли это, что вообще нельзя брать деньги за медицинские услуги, предусмотренные территориальной программой ОМС? Нет, не означает. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены ситуации, в которых медицинские организации вправе оказывать платные услуги и по видам помощи, включенным в программы ОМС. В соответствии с частью 5 статьи 84 данного Федерального закона медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами; при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и т.д.

    Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об осно-

    Менеджер

    вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. В соответствии с частью 1 статьи 84 данного Федерального закона граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. Поэтому граждане могут воспользоваться правом на получение не бесплатной, а платной медицинской помощи. И лишать их этого права медицинская организация не имеет права. Данный федеральный закон (как и любой другой) имеет большую силу по сравнению с приказами (а тем более письмами) ФОМС. Поэтому штрафные и иные санкции могут применяться только при нарушении требований Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и/или постановления Правительства Российской Федерации, которое должно быть принято в целях реализации данного федерального закона.

    Пункт 5.3.2 Приказа № 230 и Письма ФОМС касается ситуации предъявления медицинской организацией к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема, установленного решением Комиссии (речь идет о Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования).

    Действительно, в соответствии с подпунктом 5) пункта 9 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом № 230, предусматривается проверка отсутствия превышения медицинской организацией объемов медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке

    территориальной программы обязательного медицинского страхования, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.

    Однако, во-первых, требуется уточнение: какой объем превышен - действительно ли установленный Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования? И заключен ли новый договор в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 24 декабря 2010 г. №1184н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»?

    Дело в том, что в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона об ОМС договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим федеральным законом порядке.

    Если Комиссией указанный объем не установлен (или Комиссия еще не создана, или плановый объем помощи установлен другим органом), а также, если действует прежний договор, то страховая медицинская организация не может ссылаться на Приказ № 230 и применять соответствующие штрафные и иные санкции.

    Во-вторых, даже если имеются все основания для применения Приказа № 230, необходимо обратиться в страховую органи-

    зацию и при необходимости - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования с аргументированной просьбой об оплате объемов медицинской помощи, превышающей объемы, установленные Комиссией.

    Согласно п. 2.9 Типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, утвержденного Приказом Минздравсоцразви-тия России от 24.12.2010 № 1185н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год», «Страховая медицинская организация обязуется осуществлять формирование и пополнение запасного резерва для возмещения превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, из средств, полученных из территориального фонда по подушевым дифференцированным нормативам в соответствии с настоящим договором». То есть у страховой медицинской организации должны быть средства на эти цели. Либо она должна обратиться за получением необходимых средств в территориальный фонд.

    А территориальный фонд вправе в соответствии с п.5.1. указанного договора принимать решение о предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда в случае превышения установленных для страховой медицинской организации объемов средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов, увеличением числа застрахованных лиц и (или) изменением их половозрастной структуры после проведения проверки в течение десяти рабочих дней со дня обращения страховой медицинской организации.

    Тем более, что пункт 2) части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ устанавливает, что территориальный фонд аккумулиру-

    ет средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.

    Перечень подобных ситуаций, когда применение штрафных и иных санкций является далеко не очевидным, можно продолжить.

    В соответствии со статьей 42 Федерального закона об ОМС медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации путем направления претензии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по рекомендуемому образцу.

    Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд.

    Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

    В соответствии с п. 75 Приказа № 230 решение территориального фонда обязательного медицинского страхования, признающее правоту медицинской организации, является основанием для отмены (изменения) решения о неоплате, неполной оплате медицинской помощи и/или об уплате медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам первичной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи.

    №1 Менеджер

    3012 здравоохранения /

    При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

    Как видим, у учреждений здравоохранения есть возможности отстаивания своих прав в случае неправомерного применения штрафных и иных санкций. И нужно уметь грамотно ими пользоваться.

    В заключение отметим, что законодатели поняли, что «перегнули палку» со штрафными и иными санкциями. Часть 9 статьи 39 Федерального закона об ОМС предусматривала, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

    В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №369-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обяза-

    Здравоохранение в цифрах

    тельном медицинском страховании в Российской Федерации» данная часть сформулирована несколько по-другому: за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

    То есть штраф стал в 10 раз меньше.

    Следует иметь в виду и следующее. Такие последствия неисполнения обязательств медицинскими организациями, как сумма, не подлежащая оплате, уменьшение оплаты, возмещения не означают автоматических потерь для учреждения. Если это опечатки, ошибки и т.д., то нужно исправить соответствующие документы и выставить реестры счетов вновь. К сожалению, учреждения здравоохранения очень много средств теряют на счетах, которые нужно было бы исправить и выставить вновь.

    По прогнозам ВОЗ:

    К 2050 году число диагностируемых переломов шейки бедра вырастет до 6,5 миллионов в год;

    К 2025 году количество больных диабетом составит 300 миллионов против 177 миллионов в 2011 г.;

    К 2020 году число ежегодно регистрируемых онкологических заболеваний вырастет на 5 миллионов;

    К 2020 году дефицит медсестер в странах ЕС составит 2 млн. человек.

    В приказе № 536-н от 06.08.15 г. «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н» утверждена методика расчетов штрафов и неполной оплаты затрат на медпомощь, если эта помощь оказалась некачественной или не была оказана вовсе.

    Основания для применения санкций определил принятый в 2010 году Федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», однако никаких рекомендаций относительно размеров штрафов документ не давал. В 2011 году Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) выпустил отдельное письмо, в котором закрепил рекомендуемые размеры штрафов, при этом по некоторым видам нарушений они доходили до 500% от размера норматива финансового обеспечения территориальных программ госгарантий в расчете на одного застрахованного в год. Эти рекомендации вызвали бурю возмущений, и ФФОМС свое письмо отозвал.

    После этого наступила полная неразбериха. Полномочия по определению размера штрафов легли на территориальные тарифные комиссии в субъектах федерации. Взятые практически «с потолка» штрафы различались по регионам, многие из которых, в отсутствие каких-либо методических указаний, продолжали руководствоваться рекомендациями утратившего силу письма ФФОМСа. А медики жаловались на то, что основанные на формальных признаках огромные штрафы наносят ущерб и без того еле сводящим концы с концами ЛПУ и только снижают качество медпомощи.

    На защиту коллег встала Национальная медицинская палата, потребовавшая от Минздрава «избавить медицинское сообщество от финансового ига» страховщиков. В итоге ФФОМС и Минздрав выпустили по приказу, призванному отрегулировать систему штрафных санкций.

    Приказ ФФОМСа №130 от 21.07.2015 определил основания для отказа в оплате медицинской помощи. Почти 200 таких оснований объединены в четыре раздела: «Нарушения, ограничивающие доступность медпомощи», «Отсутствие информированности застрахованного населения», «Дефекты медпомощи/нарушения при оказании медпомощи», «Дефекты оформления первичной медицинской документации в медорганизации», «Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов».

    Приказ Минздрава № 536-н утвердил методику определения санкций – неоплаты или неполной оплаты оказанных медуслуг и штрафов за их ненадлежащее качество. Размер санкций рассчитывается по математическим формулам с несколькими параметрами (размер тарифа на оплату медпомощи, величина подушевого норматива финансирования и коэффициенты, устанавливаемые в соответствии с перечнем оснований).

    В среднем новые штрафы оказались меньше действующих. Например, санкции за невыполнение обязательного патологоанатомического вскрытия составляют 30% стоимости тарифа; за лечение, приведшее к ухудшению состояния пациента – 40%; за преждевременную выписку пациента, приведшую к повторной госпитализации – 50%; за непрофильную госпитализацию – 60 %.

    По мнению экспертов, чтобы разрядить напряжение в медицинском сообществе, Минздрав пошел по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы радикально изменить подход к экспертизе, просто снизил размеры штрафов. При этом, вся работа над санкциями сразу была поставлена «с ног на голову»: основания для них определяли экономисты ФФОМСа – структуры, в которой нет врачей, а калькуляцией занялся Минздрав. В итоге, права пациентов оказались еще менее защищены.

    07.07.2017

    Компенсировать материальный ущерб, связанный с претензиями страховых медицинских компаний к работе Северской ЦРБ, решили, удерживая недополученные суммы из зарплаты медиков. Об этом сообщает «Югополис» со ссылкой на независимое СМИ Северского района «Народная газета».

    Как известно, в России действует государственная система обязательного медицинского страхования (ОМС). Бесплатную медпомощь, которую граждане получают в учреждениях здравоохранения, оплачивают больницам и поликлиникам страховые организации, работающие в системе ОМС. Но у них есть право контролировать работу медучреждений. И в случае, если ими выявлены нарушения в качестве или оформлении оказанных пациенту услуг, страховая компания может «наказать» больницу штрафными санкциями. Причинами наложения взысканий могут стать неправильное оформление медицинской документации (например, орфографические, синтаксические ошибки или непонятный почерк), несоблюдение порядков и стандартов медпомощи. Страховщики активно пользуются этим механизмом.

    Согласно оказавшемуся в распоряжении «Народной газеты» документу (Протокол №7 заседания врачебной комиссии по итогам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности от 25.07.2016 г. под председательством главврача Северской ЦРБ М.А. Ананикова), сумму штрафов страховых медицинских компаний в размере 2 595 414, 02 руб. решено компенсировать за счёт «врачей, виновных в экономических потерях и причинении материального ущерба учреждению» — «в виде лишения выплат стимулирующего характера, а также иных выплат, не предусмотренных трудовыми договорами работников до полного погашения причинённого работодателю материального ущерба».

    В списке «проштрафившихся» — 58 врачей. Два врача-гинеколога стационара Северской ЦРБ должны выплатить более чем по 26 тыс. руб.; два участковых терапевта — 62 и 71 тыс. руб.; ещё три участковых терапевта — 232, 223 и 188 тыс. руб. соответственно.

    По данным газеты, сам главврач Северской ЦРБ и его заместители, отвечающие за работу врачей и качество оказываемых ими медицинских услуг, в списке сотрудников, из зарплат которых подлежит удержание, отсутствуют.

    По словам «оштрафованных» врачей, о «санкциях» их никто в ЦРБ не оповещал, и многие узнали о них только когда расписывались в зарплатной ведомости. Тем, кто стал возмущаться, заявляли: молчите или вообще никогда никаких премий не получите.

    Северский адвокат Сергей Богданов считает вычеты из зарплаты медиков незаконными.

    По просьбе «Народной газеты» ситуацию с лишением выплат медикам в Северской ЦРБ прокомментироал руководитель краевой общественной организации «Право на здоровье» Николай Чернышук:

    Разные лечебные учреждения по-разному борются со штрафами. Кто-то пытается договориться со страховой, кто-то вводит внутреннюю проверку медицинской документации, кто-то отстаивает незаконные штрафы в суде. Но если санкции всё-таки случились, администрация часто решает вопрос за счёт своих работников. Надо понимать, что общая сумма денег, получаемых на руки врачом, складывается из нескольких составляющих — оклад, тарифная ставка, дополнительные стимулирующие и компенсационные выплаты. Первые два параметра изменить достаточно сложно, и они являются фиксированными. Компенсационные выплаты, по закону, также сложно изменить — это возможно лишь при изменении условий труда. Другое дело — стимулирующие выплаты, которые, по сути, являются доброй волей работодателя, так называемые надбавки, они по закону составляют не менее 30%. В бюджете больницы есть определенная сумма денег на стимулирующие выплаты, которая распределяются между всеми участниками коллектива в зависимости от совместного решения, с участием администрации, представителей профсоюза, представителей трудового коллектива. На практике руководитель обычно самолично распределяет, кому и сколько доплачивать, а кому нет, что является механизмом влияния на врачей.

    По мнению Николая Чернышука, у «наказанных» медработников Северской ЦРБ есть все основания обжаловать действия руководства больницы.

    Редакция «Народной газеты» заявила о намерении передать имеющиеся в её распоряжении документы, свидетельствующие о «наказаниях» врачей Северской ЦРБ, в прокуратуру с просьбой провести проверку.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Самые читаемые

    Согласно Федеральному закону N 326 ФЗ медицинские организации обязаны:

    Оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ ОМС бесплатно. Вести в соответствии с действующим Федеральным законом индивидуальный учет информации о медицинской помощи, предоставленной застрахованным лицам. Медицинские организации обязаны предоставлять страховым организациям и территориальному фонду данные о застрахованном лице. Давать информацию, об оказанной ему медицинской услуги, необходимую для проведения контроля объемов, качества, сроков и условий предоставления медпомощи. Так же в обязанностях закреплено предоставление отчетности о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, в установленном Федеральном фондом порядке и по соответствующим формам. Организации, оказывающие медицинскую помощь, должны осваивать целевое программное финансирование надлежащим образом. Использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в полном соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Организации обязаны информировать население о порядках предоставления медицинской помощи. Размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи. Должны предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи. Выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом. <6>

    Медицинскими организациями заключаются договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Оказание медицинской помощи в рамках ОМС. Частью 2 ст. 39 Закона об ОМС установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

    Оказание медицинской помощи надлежащего качества. Исходя из положений части 1 ст. 16, пункта 10 части 2 ст. 38 и части 8 ст. 39 Закона об ОМС, медицинская организация обязана оказывать медицинскую помощь надлежащего качества, и только в этом случае такая помощь подлежит оплате.

    Порядок применения экономических мер к медицинским учреждениям предусматривает штрафные санкции. Перечень санкций применяемых в том или ином случае неисполнения или исполнения не надлежащим образом своих обязательств разрабатывает Федеральный фонд на правах надзорного контрольного органа. Размер штрафной санкции зависит от степени тяжести нарушения и от его последствий. Состав нарушения определяется путем проведения Медико-экономической экспертизы. После составления экспертом акта, информация передается в Территориальный фонд, где принимается решение о применении или не применении меры и её размерах. В некоторых случаях взыскания к организации сопровождаются делами, выделенными в отдельное Уголовное производство, предусматривающее личную ответственность.

    Разработана методика формирования размера штрафных санкций к медицинским организациям. За постоянную величину взят размер норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо в текущем году.

    • 1) Сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
    • 2) Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым правилами обязательного медицинского страхования.
    • 3) Неоплата или неполная оплата медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    • 4) Нормы Закона предписывают учреждению здравоохранения расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. За нарушение данных норм организация уплачивает штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств ОМС и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки.

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) обновил собственный приказ, описывающий критерии оценки деятельности страховых компаний – операторов системы ОМС. В соответствии с этим документом, в частности, формируется рейтинг, призванный помочь россиянам выбрать страховщика. В новом приказе исключен такой критерий, как объем штрафных санкций к страховой компании.

    Приказ ФФОМС №173 от 17 июля 2017 года сменил принятый в 2011 году регламент (приказ №243). Оценка деятельности проводится для составления рейтинга страховых компаний, на который предлагается ориентироваться пациентам. Рейтинг размещается на сайте ФФОМС, этот раздел уже обновлен в соответствии с новым приказом.

    В новую редакцию документа внесен целый ряд изменений – как формальных, так и по существу. В общей сложности список критериев оценки деятельности страховых медорганизаций сократился на семь пунктов.

    В частности, сумма штрафных санкций, примененных к самим страховщикам (в % от расходов на ведение дела), которая в прежнем приказе являлась одним из критериев оценки, в новый документ не вошла. Среди таких санкций, согласно ФФОМС от 20 апреля 2012 года №2776/30-2/и, – невыполнение объемов экспертной работы; необоснованное снятие с медучреждений денежных средств по итогам контрольных мероприятий (проверки объемов, сроков, качества и условия предоставления медпомощи) или, напротив, неприменение таких санкций; завышение суммы средств в заявке на получение целевых средств терфонда ОМС и так далее.

    В связи с общим курсом Минздрава и ФФОМС на информирование застрахованных и диспансеризацию появились критерии, характеризующие активность страховщиков в этом направлении. Среди таких критериев, например, количество застрахованных, проинформированных о возможности прохождения диспансеризации за счет ОМС, а также доля тех, кто воспользовался этой информацией и бесплатно проверил свое здоровье.

    Добавились требования к количеству тематических экспертиз качества медпомощи (ЭКМП), оказанной пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями, случаев лечения острого коронарного синдрома и острого нарушения мозгового кровообращения, по которым проведены ЭКМП, и другие.

    Деятельность института страховых поверенных также будет влиять на общую оценку страховщиков. Оцениваться она будет по количеству консультаций в медучреждениях и в целом по численности клиник, в которых работают представители страховщиков.

    С 1 июля 2017 года приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Количество критериев выросло радикально – с применявшихся ранее 50 до 2,4 тысячи. Такая детализация, считают участники системы ОМС, может быть выгодна именно страховым компаниям, которые смогут более предметно обосновывать нарушения медучреждений.