Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Бухучет инфо Виды начислений заработной платы в 1с 8
  • Что такое НДС и кто его платит?
  • Калькулятор транспортного налога - калининградская область В Калининграде владельцам новых авто уменьшат транспортный налог
  • Бухгалтерам, юристам, руководителям ип, ооо Сдача налога на прибыль 3 квартал
  • Ндфл за работников (подоходный налог)
  • Продажа или покупка квартиры с долгами по жилищно-коммунальным платежам жкх Если квартира продана задолженность кто оплачивает
  • Внешняя экономическая политика россии. Понятие, задачи, концепция и цели внешнеэкономической политики Понятие внешнеэкономической политики

    Внешняя экономическая политика россии. Понятие, задачи, концепция и цели внешнеэкономической политики Понятие внешнеэкономической политики

    Внешнеэкономическая политика (ВЭП), будучи инструментом геополитического участия страны на мировой экономической арене, при исходных детерминантах ориентации исключительно на экономическую целесообразность и эффективность хозяйственного взаимодействия на уровне хозяйствующих субъектов внешнеэкономической деятельности, должна ориентироваться не только на реализацию национальных политических и экономических интересов, но и на обеспечение национальной безопасности, включая экономическую, а также аспекты ненанесения ущерба здоровью и морали населения страны. Отсюда успешность реализации ВЭП базируется на ее органичной встроенно-сти в национальную социально-экономическую политику, на соответствии векторов реализации стратегии экономического развития и производной от формируемого хозяйственного потенциала экспортно-импортной деятельности.

    Основная цель экономической политики страны заключается в обеспечении удовлетворения потребностей граждан, качественном совершенствовании этих потребностей при последовательности сокращения социально опасного разрыва в уровнях доходов.

    Сложность выбора адекватной геополитическим и геоэкономическим интересам России стратегии внешнеэкономической политики связана с децентрализацией внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что ведущие экспортеры и импортеры товаров, услуг и капитала являются самостоятельными хозяйствующими субъектами различных форм собственности, а потому в их «портфолио» в разделе стратегий доминирует интерес максимизации прибыли от ВЭД, а не сложный комплекс задач национально-государственного созидательного развития. Поэтому государственное регулирование призвано обеспечить такую институциональную среду, где интересы бизнеса и государства (как выразителя интересов населения страны и всего общества) будут логично сопряжены, и каждый будет исполнять свои функции согласно достигнутой договоренности, обеспечивая при этом реализацию основной цели государственной экономической политики .

    Другими словами, векторы деятельности государства и бизнеса должны совпадать с общими интересами населения страны. Исходя из этого, задачи долгосрочного устойчивого развития экономики страны и ликвидации диспропорциональности развития регионов и территорий, т.е. эффективного функционирования механизма выравнивания регионального развития, должны корреспондировать с укреплением межрегиональных хозяйственных связей и повышением устойчивости развития и обеспечения территориальной целостности государства. При этом должны быть обеспечены национальная и экономическая безопасность, политическая стабильность и развитие демократических свобод и прав граждан в условиях последовательной реализации процесса унификации правовых полей с учетом международного права и доминирующих в мировой практике отдельных положений прецедентного права.

    Внешнеэкономическая политика - это деятельность собственно государства, и она направлена на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами с целью:

    • расширения воспроизводственного процесса в стране и оптимизации структуры национального хозяйства при повышении производительности труда, уровня национальной и международной конкурентоспособности, в т.ч. на основе содействия оптимизации использования человеческого капитала и роста доли инновационной составляющей в цепочке создания стоимости;
    • оптимизации участия хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперации труда при соблюдении национальных целей и приоритетных задач развития страны и их последовательной реализации;
    • обеспечения сбалансированности внешнеэкономических операций при оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного соблюдения экономической безопасности страны.

    В современных условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей ВЭП является сохранение окружающей среды при повышении уровня участия России в мировой экономике. При этом со всей остротой встает задача согласования определяющей роли национальных экономических интересов при обеспечении прогрессивных структурных преобразований хозяйственного комплекса и выполнения роли поставщика на мировой рынок энергосырьевых ресурсов согласно сложившейся в последние десятилетия специализации в мировой торговле.

    Основными принципами внешнеэкономической политики Российской Федерации, обозначенными во Внешнеэкономической стратегии до 2020 года [ 1, с. 11], являются:

    • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
    • перевод экономики на инновационный путь развития;
    • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
    • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
    • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
    • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
    • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
    • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
    • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

    К безусловным задачам ВЭП также относятся: создание условий ускоренного выхода России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли, формирование благоприятного инвестиционного климата.

    Разработка и реализация стратегии ВЭП осуществляется как в целом по стране, так и ее регионам по отношению к отдельным странам и зарубежным регионам соответственно. Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

    Концепция ВЭП включает также тактику ее проведения или совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов. Характерно то, что ВЭП - это единая для всех регионов России политика, она не может быть отличной от национальной доктрины экономического и социально-политического развития, она ее составная часть, которая при этом должна быть безусловно принятой к реализации всеми органами власти различных уровней. Не может быть ситуации, когда ВЭП отдельного региона страны по своему содержанию отлична в той или иной части (например, торговой политики, валютного регулирования и пр.) от политики государства в целом . Внешнеэкономическая политика не только связана с внутренней политикой, но и является логическим продолжением ее развития, но за пределами национальной (таможенной или государственной) границы.

    Цели внешнеэкономической политики могут быть сформулированы следующим образом:

    • достижение благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся или потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений и торгово-экономических барьеров;
    • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых и кредитных отношений со странами - кредиторами и должниками, используя возможности и права международных организаций и объединений (Парижский, Лондонский клубы, страховые компании и т.д.), а также систему двусторонних контактов на правительственном и корпоративном уровнях;
    • обеспечение равных возможностей и прав для отечественных субъектов хозяйственной деятельности в их доступе на мировые рынки товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом необходимо оказание политической, информационной и финансовой поддержки в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости, особенно на рынки, жестко контролируемые и практически монополизированные крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а также жестко защищенные протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

    Базовыми составляющими внешнеэкономической политики являются:

    • внешнеторговая политика;
    • политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы;
    • валютная политика.

    В Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года указываются следующие приоритетные направления:

    • 1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. При этом авторами концепции называются такие отрасли экономики, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия, которые представляют собой конкурентные сектора российского предпринимательства на мировом рынке и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Обращает на себя внимание акцент на формирование условий и потенциала у нашей страны по выполнения ею роли инициатора и интегратора международных кооперационных проектов 11, с. 14].
    • 2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг. Для реализации этой задачи авторы концепции обозначили в качестве первоочередной задачи формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению. Обозначено также создание механизма содействия продвижению российских товаров, основанного на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортоориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается также содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.
    • 3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, в целях чего предполагалось сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств, приступив к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.
    • 4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

    Основными задачами в данной области должны явиться страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами. В связи с этим уделяется существенное внимание реализации крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на географическую диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки, прежде всего - это смещение на регион АТР при усилении внимания к развитию Восточной Сибири.

    • 5. Интеграция евразийского экономического пространства с «ядром» в России. В этих целях предполагалось усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водно-энергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.
    • 6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. В целях решения указанной задачи предполагался значительный рост капитализации российского фондового рынка в процессе создании в России международного финансового центра. Это обеспечило бы, по мнению разработчиков, расширение круга инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, повышение возможности для российских предприятий реализовывать эмиссии ценных бумаг и привлекать значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов. Для превращения рубля в региональную резервную валюту важнейшим инструментом выступает ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕАЭС, разработка коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем. Переход на российский рубль в расчетах при взаимной внешнеторговой деятельности.
    • 7. Усиление роли России в формировании мирового экономического порядка предполагается осуществить за счет укрепления позиций РФ в деятельности международных институтов, в т.ч. активизации участия в решении глобальных проблем, создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования. Разработчики акцентировали внимание на формировании национального механизма содействия международному развитию 11, с. 12-19J.

    В условиях последовательного трансформирования экономики России механизм реализации ВЭП в каждом структурном звене, из вышеназванных, выполняет следующие функции:

    • преобразующая на основе государственного регулирования роли государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, включая инструментарий таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также движения инвестиционных потоков;
    • формирующая структурную перестройку ВЭД фирм и предприятий , преследуя цели органического «вписывания» внешнеторговых операций в хозяйственную деятельность и исключая фактор внешней торговли как приоритет для определения хозяйственной стратегии и тактики развития хозяйствующего субъекта. Другими словами, использование преимуществ международного разделения и кооперации труда должно быть подчинено задачам развития национального народно-хозяйственного комплекса.

    Из вышеизложенных положений логически следует, что внешнеэкономическая политика, будучи составной частью экономической политики страны, обязательно должна основываться на адекватной экономической идеологии, реализация которой за пределами национальной границы обеспечивает либо суверенизацию государства, его стабильное динамичное развитие с учетом национальных приоритетов, национальных экономических, политических и социальных интересов, либо превращает его в регион мирового пространства (даже не регион мирового хозяйства), базирующегося вокруг стран постиндустриального развития и подчиненного реализации их интересов на его территории.

    При всем многообразии и значимости задач ВЭП основной, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятной экономической среды для оптимизации воспроизводственного процесса в стране . Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой и внутреннего рынка с внешним. При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что, в свою очередь, выражается в существенной трансформации взаимозависимостей российской экономики с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными контрагентами. Именно это предопределяет выработку новых подходов и методов реализации внешнеэкономической политики.

    Кроме вышеизложенного, полагаем, что в современных условиях специфика разработки концепции ВЭП определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сферы и форм участия во внешних связях, а также выбора стратегически важных геополитических, географических/региональных приоритетов для экономического сотрудничества. Мы имеем в виду следующее: с какими странами и на каких условиях при соблюдении дифференциации первоочередных и вторичных целей. Особую значимость для России имеет такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в ВЭП субъектов Российской Федерации, а также координации их деятельности на государственном уровне.

    Существующий в настоящее время у большинства государств арсенал инструментов ВЭП позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей (ВЭС), которые, в свою очередь, представляют собой экономикоправовые отношения на уровне государственных органов власти различных стран, оформляемые на двух- и многосторонней основе соответствующими международными соглашениями, договорами, протоколами и т.д. Именно ВЭС являют собой сферу регулирования на региональном уровне , согласуясь с обшей концепцией построения ВЭП.

    Составляющими ВЭП являются: внешняя торговля и, соответственно, торговая политика, а также таможенная, инвестиционная, валютная политики и связанные непосредственно с последней - кредитная и финансовая политики.

    • Россия была и есть составная часть мирового хозяйства, а потому глобализационная фаза мирового развития в одинаковой степени затрагивает и её экономику так же, как и всех других стран. Задача эффективного государства - обеспечить в этих условиях реализацию приоритетных национальных интересов , не допуская использования ресурсного потенциала, технологического, военного, человеческого капитала и т.д. исключительно в качестве совокупного ресурса поступательного развития других стран, нанося при этом ущерб национальному экономическому развитию. См. подробнее: Перекал В. Глобализация и государство. - М.: РАГС, 2005.
    • 6 См. подробнее: Глава 7.
    • В мировой практике реализация сепаратной внешнеэкономической политики того или иного региона государства (анклава/эксклава) может привести к распаду целостности страны, к недобросовестному использованию внешним окружением фактора давления на политику региона для целей достижения каких-либо политических или экономических результатов, не соответствующих национальным экономическим и политическим интересам России.
    • По данным развития экономики России в 2013 г. ВНП по паритету покупательной способно-сти составил 2,553 трлн долл. США (для сравнения: 2,52 и 2,437 трлн долл, в 2012 и 2011 г., ВНП на душу населения составил 18,1 тыс. долл, против 17,8 и 17,1 тыс. долл, в 2012 и 2011 г., структура ВНП характеризуется следующим образом: сервис - 58,3%, сельское хозяйство - 4,2%, промышленность - 37,5%. Характерно, что прирост промышленной продукции в 2013 г. составил только 0,1 % (или 165 место среди стран мира). Структура занятости по отраслям характеризуется: 9,7% - сельское хозяйство, 27,8% - промышленность, 62,5% - сервис. Индекс Джини составил 42,0 против 41,7 в 2001 г., страна находится на 51 месте в мире по этому показателю; экспорт - 515 млрд долл, против 528 млрд долл, в 2012 г. и импорт - 341 млрд долл, против 226 млрд долл, в 2012 г. (https://www.cia.gov/library/publications/the-vvorld-factbook/geos/rs.html).

    Понятие внешнеэкономической политики

    Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

    Задачи внешнеэкономической политики

    Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов.

    Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны.

    В условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей экономической внешней политики становится органичное вхождение России в мировое хозяйство. При этом должно соблюдаться определяющее значение национальных экономических интересов.

    В этих целях необходимы планомерно и последовательно осуществляемые прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционного климата.

    Стратегия внешнеэкономической политики разрабатывается и реализуется как в целом по стране, так и по ее регионам и соответственно — в отношении отдельных стран и регионов.

    Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

    Концепция внешнеэкономической политики включает также тактику ее проведения, т. е. совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов.

    Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой . Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы.

    Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики , независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране.

    Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

    При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны , что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками , в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами.

    Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики .

    Кроме вышеизложенного, специфика разработки концепции экономической внешней политики в современных условиях определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внешних связях .

    Чрезвычайно значим также выбор стратегически важных геополитических, географических, региональных приоритетов для экономического сотрудничества (с какими странами и на каких условиях, при строгом разграничении первоочередных и вторичных целей). И особую значимость для России приобретает такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в этом процессе субъектов Российской Федерации и координации их деятельности на государственном уровне.

    Основными принципами внешнеэкономической политики России являются независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.

    Цели внешнеэкономической политики не могут быть сформулированы однозначно. Главная из них состоит в формировании эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов России , поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

    Внешняя экономическая политика призвана также обеспечивать равные возможности и права с зарубежными конкурентами отечественным субъектам хозяйственной деятельности. Для них должен быть открыт доступ на мировые рынки товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом нельзя забывать, что они остро нуждаются в политической, информационной и финансовой поддержке в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости .

    Особенно это относится к рынкам, жестко контролируемым и практически монополизированным крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а так же жестко защищенным протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

    В этих целях необходимо добиваться благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами. Должны своевременно решаться вопросы об отмене имеющихся или недопущении потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений, торгово-экономических барьеров .

    Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

    • -масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
    • -организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;
    • -научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
    • -социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
    • -политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

    Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

    Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

    Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

    В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

    В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

    В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля

    В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

    Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

    В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

    Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

    В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

    Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.

    Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

    В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

    В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.

    Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

    Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе.

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Урюпинский филиал

    Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

    Кафедра экономики и менеджмента

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Макроэкономика»

    «Внешнеэкономическая политика России»

    Выполнила:

    студентка 2-го курса 2 группы

    дневного отделения

    факультета СГиЭН

    специальности:

    «Финансы и кредит»

    Павлище Н. В.

    Проверил:

    к.э.н., доцент

    Тажибов А.А

    Урюпинск 2010 г.

    Введение во внешнеэкономическую политику

      Понятие внешнеэкономической политики

      1. Государственная внешнеэкономическая политика

        Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства

        Стратегические направления внешнеэкономической политики

        Государственное регулирование внешнеэкономических связей

        Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ

        Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации

      Характеристика внешнеэкономической деятельности

      1. Развитие внешнеэкономической деятельности

        Единство государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и приоритет его экономических мер

      Внешнеторговая политика, как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности

      1. Влияние внешней торговли на национальное хозяйство экономики

      Современные тенденции развития международной торговли сырьевыми товарами

      1. Место России в международной торговли сырьевыми товарами

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение во внешнеэкономическую политику

    Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

    Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

    На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

    В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

    В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согласованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, таможенной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров.

    Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

    Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные и непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

    Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ.

    1. Понятие внешнеэкономической политики

    Внешнеэкономическая политика возникла в одно время с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политических и экономических миров в сфере внешнеэкономической деятельности.

    В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономических отношений и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. В целом под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и возможности социального субъекта формировать и реализовывать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

    Следовательно, ВЭП является интегральным компонентом политики в целом, а также в известной мере ее детерминантой. Идет речь в первую очередь о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической системы общества.

    Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность в действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере потребности и интересы личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику.

    1.1. Государственная внешнеэкономическая политика

    Главная цель - дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда как важнейшее условие стабильности функционирования национальнойэкономики, экономического роста и завершения реформ.

    Последовательная реализация этой цели должна изменить характер интеграции России в мировую экономику, сделать этот процесс управляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и - что самое главное -направленным на структурную перестройку российской экономики и обеспечение интересов российских участников внешнеэкономических операций.

    Внешнеэкономическая политика России будет направлена прежде всего на обеспечение:

      наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

      разумного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

      доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, национальное производство которых отсутствует или ограничено);

      благоприятных внешних платежных позиций;

      обеспечения безопасности государства, а также прав и безопасности потребителей;

      соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

    Набор инструментов для реализации внешнеэкономической политики довольно ограничен. Традиционно наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

    С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

    Другая причина целесообразности этого заключается в том, что в международной практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений).

    Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные прежде всего на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить "избирательную" защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации из-за наносящего ущерб импорта. Процедуры введения таких мер должны быть простыми и основанными на ясных и хорошо известных критериях. Применение других нетарифных мер регулирования импорта, таких, как стандарты, требования к упаковке, маркировке и аналогичных им должно быть связано исключительно с требованиями безопасности, защиты жизни и здоровья. Должны быть четко разделены функции разработки торговой политики и функции применения мер, включая меры на таможенной границе (и некоторых других административных решений).

    Необходимо стремится к транспарентности, гласности и предсказуемости. применения мер внешнеэкономической политики России. Поэтому целесообразно создать механизм специального судебного (или административного) разрешения споров, которые могут возникнуть между экономическими операторами и органами исполнительной власти в связи с решениями, затрагивающими интересы бизнеса в области внешнеэкономических связей. Одновременно административные меры регулирования необходимо свести к минимуму, обеспечивающему разумный контроль государства за осуществлением экономической деятельности.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
    Государственное образовательное учреждение
    Высшего профессионального образования
    Филиал КубГУ в ст. Ленинградской

    Курсовая работа
    по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
    на тему:
    «Внешняя экономическая политика государства»

    Работу выполнил Чуян. М.С.

    Факультет Управления и психологии, ОФО

    Специальность ГМУ, 3 курс

    Научный руководитель доцент, КТН Фирсов Г.Г.

    2010 г.
    Содержание:

    Введение ………………………………………………………… ……………....3

    1.Внешнеэкономическая политика государства ………………………… ...4

    1.1Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства…….....4
    1.2Типы внешнеэкономической политики…………………………………......6

    2.Регулирование внешнеэкономической деятельности ……………….....13

    2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………… …………………….13
    2.2Средства внешней экономической политики……………………………...19
    2.3Цели и функции осуществления внешней экономической политики……21

    3.Сущность и формы международного кредита …………………………...24

    3.1Формы международного кредита…………………… ……………………..24

    Заключение…………………………………………………… ………………...28

    Список литературы…………………………………………………… ………..30

    Введение

    Данная курсовая работа посвящена изучению внешней экономической политике государства.
    За время перехода к рыночным преобразованиям вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.
    При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.
    Я считаю, что главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
    Целью курсовой работы является изучение внешней экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать Россию).
    В данной курсовой работе мною будет по возможности полно рассмотрена внешняя экономическая политика государства.

      Внешнеэкономическая политика государства
        Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства.
    Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, а именно - куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
    Сущность внешнеэкономической политики государства заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
    Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики. 1
    В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
    Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы:
    Во-первых , оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран - партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли. 2
    Во-вторых , государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
    В-третьих , государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок - Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.
        Типы внешнеэкономической политики
    Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
    Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
    Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. 3
    В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:
    - селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
    - отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
    - коллективный протекционизм, т. е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.
    Следует сказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната».
    В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. можно отметить исторические периоды, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
    - в 50-60-е годы страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями;
    - в 90-х годах вновь возобладала тенденция развития в сторону большей либерализации и свободы международной торговли.
    Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли.

    Протекционистские меры

    Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
    Плюсы и минусы протекционизма

    Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
    Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.

    Был выявлен ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

      уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
      преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
      использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
      аграрный протекционизм;
      избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
    Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
    Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
    Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.

    Структура платежного баланса.

    I. Счет текущих операций.
    1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт
    Сальдо баланса внешней торговли. (торговый баланс)
    3. Экспорт услуг. 4. Импорт услуг.
    5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг).
    6. Чистые трансферты.
    Сальдо баланса по текущим операциям.
    II. Счет движения капитала
    7. Приток капитала. 8. Отток капитала.
    Сальдо баланса движения капитала
    Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала.
    III. Официальные резервы.

    Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

    Методы государственного регулирования платежного баланса.

    Методы Содержание
    Прямой контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
    Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки.
    Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели

    Анализ платежного баланса России 2005-2008 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ.

    В результате проведения анализа были выявлены основные изменения платежного баланса России в 2005-2008гг.:

      существенное снижение активного сальдо торгового баланса, вызванное интенсивным ростом импорта при стабилизации экспорта;
      рост пассивного сальдо баланса услуг, стимулируемый повышением реального эффективного курса рубля;
      увеличение чистых выплат инвестиционных доходов негосударственным сектором, обусловленное ростом внешнего долга российских компаний;
      прекращение дедолларизации сбережений населения – переход от чистых продаж к чистым покупкам наличной валюты;
      стабилизация объема экспорта капитала негосударственным сектором, вызванная замедлением роста экспортных доходов компаний;
      расширение импорта капитала негосударственным сектором - за счет увеличения прямых и портфельных иностранных инвестиций;
      значительное замедление динамики валютных резервов, обусловленное, главным образом, снижением сальдо торгового баланса.

    2.Регулирование внешнеэкономической деятельности государства

        2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
    Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. 4
    Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды незначительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием.
    Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
    Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
    Важнейшим среди законодательных актов России по регулированию внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г)(данный закон признан утратившим силу после принятия ФЗ от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ) , определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
    Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
    Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле. 5
    Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 0,3-1%.
    Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

    Достоинства таможенно -тарифного регулирования проявляются в следующем :

        во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
        во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
        в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
    Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
    Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.
    При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
    Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно- бюрократические проволочки и т.п.
    Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.
    Лицензирование , т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
    и т.д.................