Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Бухучет инфо Виды начислений заработной платы в 1с 8
  • Что такое НДС и кто его платит?
  • Калькулятор транспортного налога - калининградская область В Калининграде владельцам новых авто уменьшат транспортный налог
  • Бухгалтерам, юристам, руководителям ип, ооо Сдача налога на прибыль 3 квартал
  • Ндфл за работников (подоходный налог)
  • Продажа или покупка квартиры с долгами по жилищно-коммунальным платежам жкх Если квартира продана задолженность кто оплачивает
  • Как провести межевание придомовой территории многоквартирного дома? Как правильно провести межевание придомовой территории многоквартирного дома Межевой план участка многоквартирного дома

    Как провести межевание придомовой территории многоквартирного дома? Как правильно провести межевание придомовой территории многоквартирного дома Межевой план участка многоквартирного дома

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

    1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

    Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

    1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

    2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

    При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

    Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

    Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

    В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

    На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

    В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

    2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

    Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

    В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

    3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

    Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

    4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

    В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

    Директор
    Департамента недвижимости
    А.И. Ивакин

    Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

    Обзор документа

    Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

    Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

    Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

    В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

    Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации - регионом, состоящий в муниципальной собственности - муниципалитетом.

    Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

    Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

    Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

    При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

    Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

    Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

    В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

    Межевание участка земли под многоквартирным домом дает возможность юридически зафиксироватьсвое право на земельные территории, находящиеся под жилым строением. Очень часто такая необходимость возникают как у физических лиц, так и у их представителей (товарищество собственников жилья). Тем не менее, провести самостоятельно очень сложно, поскольку процесс межевания такого рода участков включает в себя большой комплекс землеустроительных работ, основной целью которых является первоначальное установление границ землевладения.

    Земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом и другие, закрепленные за ним объекты недвижимости в силу действия Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» является собственностью всех собственников помещений в данном многоквартирном доме.

    Но, для того, чтобы закрепить данное право, необходимо, чтобы земельный участок был сформирован, т.е. должно быть проведено межевание участка под многоквартирным домом.

    «Гильдия Инженеров» предлагает своим клиентамкомплексное проведение всех этих и других необходимых кадастровых работ квалифицированно и в разумные сроки.

    Основные работы по межеванию застроенных территорий

    Собственники квартир в многоквартирном доме в большинстве случаях стараются документально зарегистрировать свое права долевой собственности на участок под домом, с учетом того, что участок переходит им в собственность совершенно бесплатно. Данная процедура очень сложна и требует определенных знаний и терпения.

    Самые распространенные проблематики в данной процедуре следующие:

    1. Участок, на котором располагается многоквартирный дом, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, но в выдаче кадастрового паспорта на данный участок отказывают по причине пересечения границ или выдают с отметкой о необходимости проведения уточнения границ при проведении кадастровых работ. В данном случае необходимо проводить межевание земельного участка многоквартирного дома , которое вправе осуществлять только кадастровые инженеры.
    2. Участок, на котором располагается многоквартирный дом, не сформирован. Тут ситуация более сложнее и без помощи специалистов не обойтись. Для формирования земельного участка необходимо проводить собрание всех собственников помещений с целью выбора лица, который должен обратиться с заявлением в государственные органы власти о формировании земельного участка. В свою очередь государственные органы выпускают только распорядительный документ о формировании участка, при этом проведения межевания под многоквартирным домом ложится на плечи собственникам помещений. В большинстве случае, с учетом отсутствия выездов представителя госорганов непосредственно на территорию, в данных распорядительных документах появляются ошибки в местоположении границы, которые выявляются уже непосредственно в процессе межевания земли под домом .

    Во избежание допущения ошибок в документах, траты нерв и сил на борьбу с чиновническим аппаратом рекомендуем обратиться к квалифицированным специалистам, таким как группа компаний «Гильдия Инженеров».

    Межевание земельного участка в группе компаний «Гильдия Инженеров»

    Выполнять межевание участка многоквартирного дома должны только квалифицированные специалисты в области землеустройства, геодезии и кадастра. Только в таком случае вам удастся избежать всех тягот неграмотного и незаконного межевания, которое в ряде ситуаций может оказаться административно наказуемым.

    «Гильдия Инженеров» предлагает комплексное проведение всех кадастровых работ на участке «под ключ». Наши специалисты возьмутна себя обязанности по выполнению работ по землеотводу застроенных территорий с гарантией качества и юридической точности на каждом из этапов.

    Опыт работ с крупными клиентами позволяет нам гарантировать, что межевание застроенных территорий пройдет в полном соответствии с российским законодательством. Мы сумеем разобраться со всеми возможными сложностями, в частности, с такими нюансами, как расположение межуемого участка под домом на охраняемой территории, наследственные вопросы, межевание земли с границами общего пользования и т.д. Кроме того, мы всегда принимаем во внимание тот факт, что юридический порядок межевания многоквартирных домов имеет свои особенности в зависимости от каждого конкретного района Москвы или Подмосковья.

    Задать любые вопросы специалистам касательно межевания земли под жилыми объектами и не только вы можете по телефону нашей компании или через форму обратной связи.

    Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

    Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

    1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

    2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

    Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать - это земля нашего дома!

    С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

    Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

    ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

    1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

    2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

    3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

    4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

    ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

    1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

    2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

    3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

    4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

    5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

    Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

    Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

    Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

    Поэтому необходимо проявить активность.

    ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

    Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

    1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

    2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

    ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

    Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

    Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

    Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать. Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

    Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

    Справка

    Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

    При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

    Границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;

    Границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;

    Межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

    Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

    Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

    Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

    По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола - в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

    Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат- земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

    После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все - теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

    Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

    Полную инструкцию

    Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

    Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

    1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

    2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

    Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать - это земля нашего дома!

    С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

    Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

    ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

    1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

    2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

    3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

    4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

    ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

    1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

    2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

    3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

    4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

    5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

    Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

    Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

    Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

    Поэтому необходимо проявить активность.

    ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

    Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

    1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

    2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

    ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

    Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

    Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

    Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать. Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

    Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

    Справка

    Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

    При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

    Границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;

    Границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;

    Межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

    Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

    Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

    Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

    По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола - в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

    Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат- земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

    После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все - теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

    Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

    Полную инструкцию

    Многие собственники жилья в многоквартирных домах озабочены вопросами использования его придомовой территории, а для этого нужно знать, как происходит межевание земельного участка под таким строением.

    Ведь распоряжаться своей земельной долей жильцы могут лишь после надлежащего оформления соответствующих прав. О том, участка под многоквартирным домом (МКД), и как зарегистрировать собственность на него, расскажем ниже.

    Межевание земельного участка под многоквартирным домом — применимое законодательство

    По каким законам проводится межевание придомовой территории многоквартирного дома?

    Право всех жильцов многоэтажного дома на находящийся под ним и около него участок земли прописано в ЖК РФ (ст. 36).

    Однако это устанавливается в теории. А на практике фактически распоряжаться таким имуществом могут далеко не все жильцы многоэтажек.

    Все будет зависеть от того, удалось ли жильцам сформировать данный участок до 2004 года (введения в действие ЖК РФ). Если да, то он совершенно бесплатно становится их собственностью.

    Если нет, то им предстоит пройти процедуру формирования и оформления в свою собственность этой земли.

    Ее начальным этапом и послужит межевание. Правовые нормы, регулирующие порядок определения пределов (границ) участка, установлены также земельным и градостроительным кодексами, специальными нормативными актами.

    Для чего делается межевание участка под МКД?

    Под межеванием понимается комплекс процедур, направленных на установление и фиксирование участков.

    Только после этого участок фактически отделяется от всей остальной территории. Представляет собой отдельный объект. Результат проведенных работ фиксируется в специальном документе – проекте межевания.

    Данный проект является основанием для осуществления в отношении сформированного участка. А это, в свою очередь, необходимо для регистрации прав сособственников многоквартирных домов на него.

    Только после процедуры регистрации жильцы МКД получают законные полномочия для распоряжения землей под домом и возле него. И при возникновении спорных ситуаций по застройке этой земли, размещении на ней любых объектов, их мнение уже должно будет учитываться.

    Если жители дома не хотят появления возле него очередной стоянки или магазина, то они будут вправе возражать против этого.

    С другой стороны, при оформлении своих прав они получают согласно собственным желаниям. Они могут решать вопросы об установке детских площадок, сдаче части участков в аренду.

    Какие последствия могут возникнуть в случае отсутствия межевания земельного участка МКД?

    Без проведения работ по межеванию участок под МКД не будет сформированным. Следовательно, внести его в единый кадастр и зарегистрировать собственность на него не получится.

    Отсутствие оформления прав жильцов влечет невозможность совершать действия по распоряжению этим общим имуществом.

    Они не смогут самостоятельно решать вопросы благоустройства такой территории или просить об этом свою управляющую компанию.

    Жильцы должны будут мириться со всеми постройками на этой территории, не смогут распоряжаться ей самостоятельно.

    А местные органы, в свою очередь, смогут предоставить эту территорию в пользование иным лицам под магазин или стоянку, например. Кроме того дома с неоформленными участками не могут стать участниками бесплатной программы по капремонту.

    Кто должен проводить работы?

    Кто должен делать межевание земельного участка под многоквартирным домом? Законодателем предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Заниматься этим обязаны владеющие землями местные или региональные органы.

    Однако такие работы проводятся согласно утвержденным графикам при наличии средств в местном (региональном) бюджете. Поэтому процедура может затянуться надолго.

    Можно спокойно дожидаться своей очереди. Вместе с тем, жильцы многоэтажных домов могут инициировать эту процедуру самостоятельно.

    При этом следует помнить, что правом высказать свое мнение по данному вопросу имеют не только сами жильцы МКД, но и иные собственники помещений в нем. Речь идет о случаях, когда в доме имеются какие-либо магазины, иные встроенные (пристроенные) помещения. Для этого им нужно собраться вместе и провести голосование по такому поводу.

    Если согласие достигнуто, то оформляется соответствующий протокол собрания. Далее избирается уполномоченный представитель от всех жильцов, который будет заниматься этим вопросом.

    На собрании или после него также следует сделать выбор организации, которая будет проводить межевые работы. Заниматься такой деятельностью могут только специализированные организации, имеющие лицензии на их проведение.

    Есть различие процедуры при управлении домом УК или ТСЖ?

    Влияют ли различия в управлении домом на процедуру межевания земельного участка МКД?

    При решении вопроса о необходимости формирования участка под МКД многие интересуются, есть ли различия в процедуре в зависимости от формы управления им.

    Как известно, управление может осуществляться самими собственниками, ТСЖ или УК.

    Однако законодателем никаких различий в процедуре в зависимости от этого не делается. Решение принимается жильцами (собственниками) дома, в полномочия ТСЖ или УК такие вопросы не входят.

    Более того, они никоим образом в этой процедуре участия не принимают. Поэтому их мнение не имеет никакого значения.

    Сколько стоит межевание?

    При решении вопроса о проведении межевания для многих жильцов важным является цена данных работ. Она определяется организациями, предлагающими соответствующие услуги.

    Стоимость будет зависеть от объема работы, удаленности участка, его площади, наличия каких-либо исходных документов и других моментов.

    Кроме того, она может различаться в различных регионах, также в организациях в пределах одного региона, города. В любом случае рассчитывать на сумму менее пяти тысяч рублей не стоит. Как правило, она колеблется в пределах от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

    Однако, если учесть, что цена делится между всеми собственниками дома, она не так уж и велика. А преимущества, предоставляемые получением участка под МКД в собственность, очевидны.

    Как долго делаются работы?

    Сроки проведения межевания

    В общем, сроки проведения этих работ оговариваются в договоре, заключаемом с землеустроительными организациями. Каждая организация определяет необходимое для выполнения ее работниками межевания время исходя из своих расчетов.

    Важно отметить, что фактически такой договор можно отнести к подрядным, поэтому срок является его существенным необходимым условием.

    Поэтому жильцы могут контролировать их и требовать своевременности выполнения межевания. В среднем эта процедура занимает от полутора до четырех месяцев.

    Однако она может затянуться при наличии споров о . Все возникающие спорные вопросы разрешаются через суд, а это может отнять немало времени.

    Однако пока они не решаться, оформить конечный проект участка будет затруднительно.

    Основные работы межевания для застроенных территорий

    При межевании специалистами выполняется целый комплекс землеустроительных работ. Их основная суть заключается в определении на местности границ территории под многоэтажным домом, документальном оформлении полученных результатов. Поэтапно работы выглядят следующим образом:

    1. подготовительный этап – определение подлежащей формированию территории, сбор сведений о ней и расположенных на ней объектах, осмотр на месте;
    2. определение границ и разработка проектов межевания;
    3. необходимые согласования и утверждения проектов межевания. Согласование проводится с собственниками, владельцами и арендаторами смежных с формируемым участков. Утверждение проекта осуществляется заказчиком межевых работ.
    4. далее осуществляется в кадастре.

    Права на сформированный земельный участок

    Как оформить право на земельный участок возле МКД?

    Часто возникают вопросы о том, на каком праве будут обладать жильцы (иные собственники) сформированным земельным участком под МКД.

    Будет ли он являться их собственностью или просто сдаваться им в аренду? По жилищному законодательству такая земля относится к общему имуществу всех владельцев помещений в многоэтажных домах.

    Это общее правило, которое действует в большинстве случаев. Однако иногда имеют место и исключения.

    Например, если данная земля изъята из обычного оборота и имеет специальный режим регулирования. Тогда может быть решен вопрос о передаче ее в аренду.

    Можно ли устанавливать ограждение?

    Оформив свои права на участок под домом, многие жильцы начинают благоустраивать территорию по своему желанию.

    Очень часто предпринимаются меры к ограждению собственной территории, установлению шлагбаумов, ограничивающих проезд и проход посторонних лиц. Запрета на их установление в законе нет, но следует учитывать некоторые важные моменты.

    Возводимые ограждения не должны ограничивать проход, проезд на территорию и к самому дому, особенно для специальных служб.

    Во избежание лишних проблем желательно согласовать установление заборов с местными градостроительными (архитектурными) комитетами, пожарными и иными специальными службами. Решать этот вопрос нужно в каждом случае отдельно.

    Права отдельных жильцов по распоряжению долей участка

    Могут ли отдельные жильцы распоряжаться общей собственностью, в которой находится земельный участок возле МКД?

    Поскольку по закону эти участки переходят в общую (долевую) собственность всех жильцов, то и распоряжаться ими они могут совместно.

    При решении каких-либо связанных с землей вопросов нужно провести общее очередное (внеочередное) собрание.

    При не достижении согласия между всеми или частью жильцов можно решать спорные вопросы в суде.

    А вот выделить собственную долю в таком участке не получится. Это запрещается напрямую действующим законом.

    Содержание отмежеванной территории

    Поскольку после процедуры формирования участка он передается в собственность, то обязанность по его содержанию также переходит жильцам многоэтажек.

    В пределах данной территории все работы, ремонт дорог и иных объектов осуществляется за счет всех сособственников. Каким образом и в каком объеме нести эти расходы, они также должны решать на общем собрании.

    Однако, к примеру, проходящие по ней теплотрассы должны содержаться обслуживающими организациями. Они находятся на их балансе, и обслуживаться должны ими. Для целей их эксплуатации на придомовых участках формируются специальные зоны доступа.

    Есть ли льготы по оплате налога на участок?

    Льготы по оплате налога на землю

    Поскольку земля переходит жильцам в личную (совместную) собственность, то в расходы по ее содержанию входит и уплата установленного налога. Рассчитывается он исходя из стоимости участков (определяется в кадастровых документах).

    Следует иметь в виду, что налоговым законодательством некоторым лицам предоставляются льготы по его уплате.

    Они представляют собой не абсолютное освобождение, а уменьшение (вычет) его суммы до десяти тысяч рублей.

    Это означает, что база налога будет уменьшена на указанную сумму. Такая льгота предусматривается для ветеранов, инвалидов ВОВ, иных боевых действий, Героев СССР и РФ, кавалеров ордена славы, инвалидов с детства, жертв Чернобыльской катастрофы, получивших болезнь при опасных испытаниях на производствах.

    Выводы

    Собственникам жилья, иных помещений в многоэтажных домах следует знать о своих правах на участки под ними. Несомненно, выгоднее для них будет иметь такие участки в общей (совместной) собственности.

    Для этого нужно провести целый комплекс работ по их формированию и регистрации. Зато после его проведения они станут полноправными владельцами придомовой территории, смогут свободно ей распоряжаться.

    О процедуре оформления придомовой территории вы можете узнать, посмотрев видео: