Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Задания уровня в Деятельность человека направленная на создание экономических благ
  • Андрей белоусов помощник президента российской федерации
  • Правила расчета декретных выплат
  • Где взять 5 тысяч. Пенсия с прибавкой. Начать заниматься фрилансом вы можете на специальных биржах
  • Структура занятости по видам экономической деятельности в россии и динамика ее изменений Среднегодовой темп прироста, %
  • Объявление для соседей чтобы не мусорили в подъезде — образцы текстов Табличке в курилке не мусорить
  • Дом назначение жилое в снт. К вопросу о том, какое дачное строение следует признавать жилым помещением. Как изменения повлияли на уплату налога на имущество

    Дом назначение жилое в снт. К вопросу о том, какое дачное строение следует признавать жилым помещением. Как изменения повлияли на уплату налога на имущество

    За следующие объекты (Пункт 1 ст. 401 НК РФ):

    • жилой дом;
    • жилое помещение (квартиру, комнату);
    • гараж, машино-место;
    • единый недвижимый комплекс;
    • объект незавершенного строительства;
    • иные здание, строение, сооружение, помещение.

    Ранее к жилым домам были приравнены жилые строения на земельных участках, предоставленных (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. до 30.11.2016)):

    • для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства;
    • индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

    В новой редакции почти ничего не изменилось. Просто к жилым домам приравняли также и дома, расположенные на вышеназванных земельных участках (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. с 30.11.2016)).

    Зачем же понадобилось вводить в контекст этой нормы слово "дом"? За разъяснениями мы обратились к специалисту Минфина, и вот что он нам ответил.

    Изменения в НК в отношении "домов нежилого назначения" и "садовых домов"

    - Возможность возведения жилого строения на дачном участке прописана в Законе о садоводческих объединениях (Статья 19 Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Однако статус жилого строения не определен, не предусмотрен и кадастровый учет таких строений. При этом понятию "жилой дом" они, как правило, не отвечают.
    В связи с этим подобные строения в регистрационных документах государственного кадастра именуются по-разному: "садовый дом", "нежилой дом", "дом нежилого назначения". Что влечет неравные условия при начислении налога на имущество граждан: иногда такие объекты облагаются как жилые дома, а иногда - как иные сооружения.
    Для урегулирования данного вопроса и было внесено комментируемое изменение.

    Таким образом, по мнению специалиста, если в регистрационных документах на дачу фигурирует слово "дом", то для целей исчисления налога на имущество она будет считаться жилым домом.

    Аналогичная позиция была высказана и в Письме ФНС России, выпущенном еще до принятия этой поправки (Письмо ФНС России от 17.11.2016 N БС-4-21/21769@). В нем, кстати, названа еще одна причина, по которой в регистрационных документах мог появиться термин "нежилой дом". Граждане, регистрировавшие свои строения в порядке так называемой дачной амнистии, должны были заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества (Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447). В отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, указывалась характеристика "нежилой".

    Для наглядности приведем пример заполнения (в части налога на имущество физических лиц).

    Налоговый период (год)

    Налоговая база (руб.) И-инвентаризационная стоимость К-кадастровая стоимость

    Доля в праве

    Налоговая ставка (%)

    Количество месяцев владения в году/12

    Коэффициент к налоговому периоду

    Размер налоговых льгот (руб.)

    Сумма исчисленного налога (руб.)

    132515, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, Орехово-Зуевский р-н, Быково д., Заря снт, 25

    К <2>

    <1> Посмотрите, как именуется ваш дом:

    • если жилым домом - то вам рассчитывали налог на имущество правильно;
    • если по-другому - возможно, у вас возникла переплата по налогу.

    <2> Проверьте, как вам рассчитывают налог: под наименованием объекта стоит буква "К" () или "И" (инвентаризационная).

    Как изменения повлияли на уплату налога на имущество

    Поправка, как мы теперь понимаем, касается только тех граждан, чью дачу налоговики облагали как "иное строение", а не как "жилой дом".

    Разницу в порядке налогообложения этих объектов вы можете видеть в таблице.

    Иное строение

    Жилой дом

    Ставка налога на имущество

    Инвентаризационная стоимость

    До 300 тыс. руб. включительно - до 0,1%.

    Свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - свыше 0,1% до 0,3% включительно.

    Свыше 500 тыс. руб. - свыше 0,3% до 2% включительно.

    Для расчета ставки берется суммарная инвентаризационная стоимость всех объектов, находящихся в собственности гражданина, умноженная на коэффициент-дефлятор (Пункт 4 ст. 406 НК РФ)

    Кадастровая стоимость (Пункт 2 ст. 406 НК РФ)

    Если площадь менее 50 кв. м - до 0,1%.

    Если площадь более 50 кв. м - до 0,5%

    До 0,1% независимо от площади.

    На местном уровне эта ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (Пункт 3 ст. 406 НК РФ)

    Налоговая база

    Инвентаризационная стоимость

    Стоимость объекта, умноженная на коэффициент-дефлятор (Статья 404 НК РФ)

    Кадастровая стоимость

    Стоимость строения (Пункт 1 ст. 403 НК РФ)

    Стоимость дома, уменьшенная на стоимость его 50 кв. м (Пункт 5 ст. 403 НК РФ)

    Инвентаризационная стоимость

    Одно строение на дачном участке не облагается налогом, если его площадь не превышает 50 кв. м (Подпункт 15 п. 1, подп. 4 п. 4, п. 3 ст. 407 НК РФ)

    Один жилой дом может быть освобожден от налога, если у его владельца есть право на льготу (например, как у пенсионера либо инвалида I или II группы) (Подпункты 2, 10 п. 1 ст. 407 НК РФ)

    Если считают по инвентаризационной стоимости

    Для владельцев строений площадью более 50 кв. м ничего не меняется. Ведь ставки "инвентаризационного" налога установлены в зависимости от стоимости объекта, а не от его статуса.

    А тем, у кого площадь дачи составляет 50 кв. м и менее, поправка даже невыгодна. Иное строение такой площади освобождалось от налога (Подпункт 15 п. 1 ст. 407 НК Р). При переходе вашего дома в статус "жилого" вы теряете льготу. Если, конечно, вы не можете получить ее по иным основаниям, например как пенсионер или инвалид (в этом случае площадь дачи не имеет значения).

    Если считают по кадастровой стоимости

    Если вам уже выставляют "кадастровый" налог и площадь вашего строения не превышает 50 кв. м, то для вас по сути ничего не изменилось. С одной стороны, вы тоже потеряли право на льготу по иному строению (Подпункт 15 п. 1, подп. 4 п. 4, п. 3 ст. 407 НК РФ). Но, с другой стороны, жилой дом облагается "кадастровым" налогом за вычетом 50 кв. м его общей площади (Пункт 5 ст. 403 НК РФ). То есть налог вам платить не придется.

    А вот когда площадь вашей дачи, например, 60 кв. м, то выигрыш очевиден. Ведь по иному строению вам ранее не полагались, а теперь по жилому дому налог будет рассчитываться только со стоимости 10 кв. м (Пункт 5 ст. 403 НК РФ). Кроме того, "кадастровые" ставки по жилому дому обычно меньше, чем по иному строению. Следовательно, у вас может быть переплата за 2015 г. и в таком случае вы имеете право на перерасчет.

    Внимание! облагаются только те постройки на дачном участке, на которые у гражданина зарегистрировано право собственности (Статья 400 НК РФ).

    Ну а если у вас есть право на другую льготу (к примеру, вы инвалид I или II группы либо пенсионер), то вы вправе ее заявить по одному жилому дому в целом (по строению нельзя).

    Как пересчитать налог

    Поправка введена задним числом - с 2015 г. А налог за этот период уже уплачен (срок уплаты истек 1 декабря 2016 г. (Пункт 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ; п. 1 ст. 409 НК РФ)).

    Сразу скажем, что если вы потеряли право на льготу по "иному строению", то доплачивать ничего не нужно. Поправки в НК, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (Пункт 2 ст. 5 НК РФ).

    А вот если перерасчет будет в вашу пользу, то можно направить заявление в ИФНС по месту нахождения недвижимости или через личный кабинет, после чего сумма налога за 2015 г. будет пересчитана. Так советуют сделать в ФНС (Информация ФНС России от 02.12.2016). Но если вам не к спеху, то можно подождать, когда налоговый орган зачтет переплату сам. Это нам разъяснил и специалист Минфина.

    Перерасчет налога на имущество в отношении дачных строений
    Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
    - Поскольку дома и жилые строения, возведенные на садовых и дачных участках, приравнены к жилым домам, то на них должны распространяться налоговые ставки, вычеты и льготы, установленные для жилых домов.
    Если в отношении такого дома (строения) налог был уплачен в большем размере, чем если бы он считался жилым, то налогоплательщик вправе подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Сам налоговый орган зачтет излишне уплаченную сумму налога только при расчете налога за следующий налоговый период.

    К сведению. Перечень регионов, перешедших с 01.01.2015 на кадастровый налог, можно посмотреть на сайте ФНС: www.nalog.ru -> Налог на имущество физических лиц 2016 -> Посмотреть перечень регионов.

    Так что вы вполне можете подождать налоговое уведомление за 2016 г. - возможно, налоговики учтут переплату сами (Пункты 1, 3, 5, 6 ст. 78 НК РФ). Если этого не произойдет, то обратиться в налоговый орган за перерасчетом вы сможете и потом. Главное, чтобы с момента уплаты налога прошло не более 3 лет (Пункт 7 ст. 78 НК РФ).

    Ну а если у вас возникло право на льготу по "дому", то нужно подать в любую инспекцию по вашему выбору заявление по установленной форме и подтверждающий льготу документ (к примеру, пенсионное удостоверение) (Пункт 6 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 16.11.2015 N БС-4-11/19976@).

    Февраль 2017 г.

    На данный вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра по Курганской области Визирская Юлия Викторовна (опубликовано на http://www.1rre.ru/)

    Жилой дом отличает его назначение, возможность признания объекта в качестве пригодного для постоянного проживания. Также важным является разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

    Для государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом необходимо представить документ, подтверждающий право собственности либо право пользования на земельный участок. Также объект должен быть поставлен на государственный кадастровый учет на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером.

    При этом с 01.03.2018 для целей государственной регистрации потребуется дополнительный документ - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

    Понятие «Дачный домик » объединяет в себе все виды строений, возведенных на садовых, дачных земельных участках (садовые домики, гаражи, бани, иные постройки). Закон в данном случае возможность применения упрощенного порядка ставит в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка.

    В отношении объектов недвижимости, возведенных на земельных участках, предназначенных для садоводства и дачного хозяйства, а также объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, действующее законодательство предусматривает минимум документов, необходимых для государственной регистрации прав – декларация об объекте недвижимости, правоустанавливающий документ на земельный участок (свидетельство о праве гражданина на земельный участок или акт о предоставлении данного земельного участка, выданные (изданные) органом государственной власти или местного самоуправления, решение суда о признании права собственности на участок, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи или дарения участка и т.д.) и документ об оплате государственной пошлины.

    С 01.01.2017 вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», которым внесены изменения в упрощенный порядок регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

    Процедуре государственной регистрации прав на объекты недвижимости в упрощенном порядке будет предшествовать процедура постановки объекта на государственный кадастровый учет. Вместо декларации об объекте недвижимости, сведения в которую граждане сейчас вносят самостоятельно, необходимо будет представить технический план объекта, изготовленный кадастровым инженером.

    Здравствуйте.

    Порядок перевода указан в ст 23 ЖК РФ:

    1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
    2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
    1) заявление о переводе помещения;
    2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
    3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
    4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
    5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
    КонсультантПлюс: примечание.
    2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
    1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
    3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
    3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
    4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
    5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
    6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
    7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
    8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5настоящей статьи документе.
    9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральнымзаконом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
    10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

    Если кратко, то вам надо подать документы в местуню администрацию, они должны будут вам выдать справку, далее с ней идете и производите перерегистрацию.

    В пункте 2 указаны документы, которые вы предоставляете.

    Единственное, что с 01 января 2017 года в эту статью вносятся изменения, поэтому она действительна только до указанной даты.

    Приобретая земельный участок и дачу за городом, россияне могут переоформить ее со временем в жилой дом и сделать постоянную прописку.

    Расскажем, что необходимо для переоформления загородной недвижимости в жилое домовладение, какими способами реально переоформление и что делать в случае отказа.

    Необходимые параметры дачи для признания её жилой

    Процедура переоформления недвижимого имущества возможно при некоторых условиях, касающихся участка земли и самой постройки.

    Определим, какими характеристиками должна обладать земля:

    1. Категория целевого назначения земли обязательно должна быть «земли населенных пунктов». Если же участок относится к c/х землям, то переоформление возможно, но придется изменить целевое назначение.
    2. Земля должна относиться к территориальной зоне жилых построек.
    3. Возможные виды разрешенного пользования: дачные и садовые дома, ЛПХ. В лучшем случае ИЖС, именно в такой вид будет переоформлена земля.

    Заметьте, не все земли, предназначенные для дачи, садоводства, фермерства, огородничества могут быть переведены под ИЖС. Причина в том, что земли могут относиться к собственности муниципалитета.

    Главный документ, в котором перечислены параметры и требования к жилым постройкам, является Постановление Правительства России под номером 47, принятый 28 января 2006 года .

    Обозначим, какой должна быть жилая постройка:

    1. В постройке должны быть такие помещения: жилая комната, кухня, ванная, душевая, уборная. Для каждого региона установлен минимальный размер для помещений. Например, жилой зоны в доме должно быть не меньше 12 кв.м., кухни – 6 кв.м.
    2. Высота потолков должна быть не меньше 2,5 метров.
    3. В дом должны быть проведены коммуникации: отопление, вода, электричество. Должна быть сделана канализация, вентиляция.
    4. Постройка должна отвечать нормам пожарной безопасности, а также санитарным требования, экологическим, строительным и др.
    5. Обязательно на постройку должна быть документация с БТИ – достаточно технического паспорта. В некоторых случаях требуется провести строительно-техническую экспертизу.

    Вот главные отличия дачи от жилого домовладения:

    Дача

    Жилой дом

    Временное сооружение

    Капитальное строение

    Сезонное проживание

    Постоянное проживание

    Не во всех случаях можно оформить прописку

    Прописка разрешена, как временная, так и постоянная

    Может находиться на с/х землях

    Располагается в населенном пункте

    Коммуникации не обязательны

    Коммуникации обязательны

    Также важным основанием для перевода дачи в жилой дом является единственное место жительства гражданина .

    Если ему негде больше проживать, а на даче разрешена прописка, то он имеет права оформить имущество в собственность - и переоформить дачу в жилой дом.

    Список документов для оформления дачи в жилое помещение

    Для переоформления нужно собрать документационный пакет, в который входят:

    1. Технические бумаги на дачу, постройку и земельный участок.
    2. Копия правоустанавливающего документа.
    3. Разрешение на переоформление, если дачей владеют другие лица. Согласие предоставляется в письменном виде.
    4. Документ из органов местного самоуправления, подтверждающий перевод земли в категорию, пригодную под жилое строительство.
    5. Отчет, выданный жилищной комиссией, с подтверждением, что здание подходит под требования ИЖС.
    6. Проект на дом, если проводилась перепланировка.
    7. Личное заявление. В нем нужно указать цель обращения. Например, вы желаете переоформить дачу в жилое домовладение, так как собираетесь проживать там постоянно и оформляете постоянную прописку.
    8. Копия паспорта РФ.

    Это - основные документы, которые могут потребоваться.

    Может добавиться квитанция об оплате госпошлины за проведение кадастровых работ .

    Как перевести дачу в жилой дом – поэтапная инструкция

    Процедура переоформления может быть выполнена двумя способами. Перечислим их - и определим, какой вариант оптимальнее, а также укажем инструкции к действию для россиян, желающих перевести дачу в жилой дом.

    1. Через судебную инстанцию

    Оформление происходит намного быстрее и менее затратно, так как инициатором согласования документации выступает не заявитель, а органы.

    Гражданин должен действовать поэтапно:

    1. Этап 1. Подготовиться к судебному процессу. Необходимо собрать документацию. Если каких-то бумаг нет, то получить их в соответствующей инстанции.
    2. Этап 2. Написать исковое заявление с требованиями. Можно обратиться к юристу, чтобы он помог правильно оформить документ. В заявлении обязательно нужно указывать третьих лиц, организаций, которые заинтересованы в данном вопросе.
    3. Этап 3. Подать иск и копии документов в суд, находящийся по месту вашего жительства.
    4. Этап 4. Участвовать в судебном разбирательстве. Продумайте доказательную базу, аргументируйте свои требования, тогда суд будет на вашей стороне.
    5. Этап 5. Получить кадастровую, техническую документацию на дом .
    6. Этап 6. Зарегистрировать свои права. Получите свидетельства о праве собственности – выписку из ЕГРН.

    2. Через администрацию/органы местного самоуправления

    Процедура более длительная, возможны дополнительные расходы на проведение кадастровых работ, согласование с органами.

    Гражданин должен следовать такой инструкции:

    1. Шаг 1. Сбор документационного пакета.
    2. Шаг 2. Написание заявление в органах местного самоуправления.
    3. Шаг 3. Получение письменного ответа от представителей администрации. Ответ, как правило, приходит в течение 1 месяца.
    4. Шаг 4. Переоформление документов в Кадастровой палате. Обычно выдается новый технический паспорт на дом.
    5. Шаг 5. Регистрация документа в Росреестре и получение выписки из ЕГРН , подтверждающий ваши права на дом.

    Следуйте указанным инструкциям - тогда проблем с переоформлением не возникнет.

    Отказ в переводе дачи в жилое помещение – как и где обжаловать его?

    Конечно же, отказы все аргументированы. В письме должна быть написана причина, почему же нельзя переоформить дачу в жилой дом.

    Как правило, гражданин может исправить недочеты и обратиться повторно с такой же просьбой.

    Отказ в переводе может быть в нескольких случаях:

    1. Земельный участок не соответствует требованиям, на земле нельзя возводить жилые постройки.
    2. Дача не соответствует нормам жилого помещения. Например, не проведены все коммуникации.
    3. Возведенная постройка не прошла одобрения от пожарной, экологической и других служб.
    4. Нет правоустанавливающих документов, которые бы могли подтвердить приобретение земли и постройки заявителем.
    5. Документация не прошла проверку на подлинность.

    доцент кафедры гражданского права

    Государственного университета – Высшей школы экономики,

    кандидат юридических наук

    К ВОПРОСУ О ТОМ, КАКОЕ ДАЧНОЕ СТРОЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПРИЗНАВАТЬ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ

    Многие граждане Российской Федерации не мыслят своё существование без отдыха на даче. На 6 сотках земли в садоводческих товариществах в настоящее время всё чаще возводят комфортабельные дома, пригодные не только для летнего, но и для постоянного, круглогодичного, проживания. Возможность возведения на земельных участках жилых и иных строений предусмотрена, в частности, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации (при условии соблюдения собственником земельного участка его целевого назначения и его использования с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов), а также федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве». В действующем российском законодательстве можно встретить даже понятия «дача», «садовый домик», хотя содержание этих понятий не раскрывается.

    Каков же правовой режим возводимых на дачах строений?

    Если обратиться к Жилищному кодексу Российской Федерации, то можно обнаружить, что «дачи», «садовые домики», «жилые строения» не значатся в качестве объектов жилищных прав . Ими в соответствии с п.1 ст.15 ЖК РФ являются жилые помещения, имеющие следующие разновидности: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (ч.1 ст.16). Между тем в Жилищном кодексе РФ понятие «дачный дом » всё же встречается. Так, п.2 ст.136 закрепляет возможность создания товарищества собственников жилья путём объединения нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

    В практике возник вопрос: можно ли квалифицировать как жилое помещение строение, возведенное на земельном участке садоводческого товарищества? В юридической литературе высказывалось мнение о том, что «регулировать отношения, связанные с владением и пользованием дачами, садовыми домиками в рамках жилищного закона нельзя, поскольку эти строения не являются жилыми, местом постоянного жительства. Они - всего лишь место пребывания». Полагаем, что в настоящее время данный вывод не является абсолютно бесспорным. Дело в том, что 14 апреля 2008г. Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции абзац 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», устанавливающий запрет на регистрацию проживания в возведенном на садовом земельном участке жилого строения.

    Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан и, и, а также, и. Граждане постоянно проживали в расположенных в садоводческом товариществе жилых строениях, право собственности на которые были оформлены надлежащим образом. Так, гражданин совместно с членами своей семьи и родителями проживал в жилом строении, состоящем из четырех комнат, жилой площадью 76,6 кв. м и общей площадью 238,9 кв. м, по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, садоводческое товарищество "Ветеран", улица Ореховая, дом N 488. На указанное жилое строение гражданином было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на основании акта приемки законченного строительством жилого строения в эксплуатацию и соответствующего постановления главы администрации округа от 4 февраля 2005 года. Граждане и с 1998 года постоянно проживали в расположенном на садовом земельном участке N 134 по улице Садовой в садоводческом товариществе "Авиатор" (поселок Афипский Северского района Краснодарского края) доме площадью 56,8 кв. м, который был принят в эксплуатацию в 2001 году и принадлежал согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.

    Жилые строения являлись единственно возможным для заявителей местом жительства. Между тем Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю отказало им в регистрации по месту жительства в указанных жилых строениях. Граждане обратились в суд общей юрисдикции с целью признать данный отказ неправомерным. Однако в удовлетворении их требований было отказано. Тогда они обратились с жалобой в Конституционный Суд РФ с целью признать примененную норму абзаца 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствующей Конституции Российской Федерации .

    Конституционный Суд РФ пришёл к выводу, что норма абзаца 2 статьи 1 указанного закона порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства.

    Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

    Как отметил Конституционный Суд РФ, потребуется внесение изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Также Конституционный Суд РФ указал: поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления – утвердить правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

    Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что правовой режим жилых строений, при условии, что они, во-первых, расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, и, во-вторых, пригодны для постоянного проживания, определяется нормами жилищного законодательства Российской Федерации . А поскольку объектами жилищных прав, как уже было отмечено, являются жилые помещения, то указанные выше жилые строения должны обладать признаками жилых помещений.

    Конституционный Суд РФ указал на необходимость соблюдения самого важного принципа жилых помещений – принципа пригодности для постоянного проживания.

    Пригодность для постоянного проживания граждан определяется его соответствием санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В частности, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (ст.23).

    Общие требования, предъявляемые к жилому помещению, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В нём, в частности, установлено, что:

    Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;

    Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;

    Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение , водоотведение, отопление и вентиляция , а в газифицированных районах также и газоснабжение); в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;

    Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

    Внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м;

    Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах . При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота , аммиак , ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол.

    В Постановлении указываются также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. При этом не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажном жилом доме.

    Важно отметить, что помещение, пригодное для постоянного (круглогодичного) проживания, фактически может быть использовано для временного (например, летнего) проживания. Таким образом, на отнесение помещения к жилому не должен влиять факт его использования для временного или постоянного проживания. Главное, чтобы помещение было пригодно для постоянного проживания.

    Жилищный кодекс РФ называет еще 2 признака, которым должно отвечать жилое помещение: оно должно быть недвижимым имуществом; оно должно быть изолированным (ч.2 ст.15 ЖК РФ).

    Понятие недвижимости раскрывается в п.1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ним к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства .

    По мнению ряда учёных-юристов, указание на недвижимый характер жилого помещения в Жилищном кодексе РФ представляется излишним. Так, замечает: «если следовать логике ч.2 ст.15 ЖК РФ, то должны существовать помещения: движимые, неизолированные и не предназначенные для постоянного проживания граждан…Но откуда возьмутся «движимые» помещения, если они всегда рассматривались как части зданий (сооружений), то есть объектов недвижимости ».

    Принцип изолированности, который, кстати, был закреплен и в Жилищном кодексе РСФСР, также имеет неоднозначную оценку. Как отмечает тот же автор, свойством изолированности обладает любое помещение. Ведь любое помещение предполагает более или менее четкое (конструктивное) определение его границ. Отсюда можно сделать вывод о том, что достаточно отразить в Жилищном кодексе РФ только принцип пригодности для постоянного проживания для квалификации помещения как жилого. Представляется, что этой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, который в рассматриваемом Постановлении указал на необходимость установления лишь одного признака жилого помещения.

    Следует также отметить, что режим жилых помещений будет распространяться лишь на тот объект, который включен в реестр жилищного фонда, т. е. отражен в данных государственного учёта, который включает технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Порядок проведения государственного учёта жилых помещений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, право собственности и иные права граждан на жилое помещение как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Статья написана в рамках индивидуального исследовательского проекта № «Проблемы правового регулирования жилищных правоотношений в Российской Федерации», выполненного при поддержке ГУ-ВШЭ.

    Земельный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N 136-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

    Федеральный закон от 01.01.2001 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»//Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2881.

    Ст.17 Закона Российской Федерации от 01.01.2001 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699); п.1 ст.220 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 01.01.2001 N 117-ФЗ (Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340); п.3 ст.74 Федерального закона от 01.01.2001 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости) (Собрание законодательства РФ, 20.07.1998, N 29, ст. 3400).

    Концепция развития жилищного законодательства//Журнал российского права. – 2000. - № 5-6 //СПС КонсультантПлюс.

    Федеральный закон от 01.01.2001 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан//Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, № 16, ст. 1801.

    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01г. «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан»// Российская газета, № 92, 26.04.2008.

    Федеральный закон от 01.01.2001 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 01.01.2001)// Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.

    Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 47 (ред. от 01.01.2001) «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»//Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, № 6, ст. 702.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01.01.2001 N 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ(часть первая) от 01.01.2001 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

    (ред. от 01.01.2001)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

    Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ//Хозяйство и право. – 2005. -№ 6.–С.88.

    Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ//Хозяйство и право. –2005. - № 6.–С.88.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 1301 «О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации» от 01.01.2001 N 1301//Собрание законодательства РФ, N 42, 20.10.1997, ст. 4787.

    Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»//Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594.